Главная Философия Религия Магия Атеизм
Психология Классика Мистика Форум Гостевая

 

http://prosveshenie.net: Добро пожаловать на сайт Просвещение! Заходите к нам на портал, и приводите своих друзей. На нашем сайте вы получите массу интересных впечатлений!

Генрих Корнелий Агриппа
ОККУЛЬТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
 
Страницы:
 
1 2 3 4
 

    

   

Примером может быть Эбена, которая является то деревом, то камнем или одновременно смешанной из дерева и камня. Так, когда сделана смесь из многих материалов с небесными влияниями, имеющей с одной стороны разнообразие небесных действий, а с другой стороны действия естествен­ных сил, то эта смесь способна делать определенные чудесные эффекты, что видно из книг Архита, Демокрита и Гермеса.

Глава тридцать шестая

ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ СМЕШИВАЮТСЯ; КАК ИМ ДАЮТ

ФОРМУ И ЧУВСТВО ЖИЗНИ.

Следует знать, что чем благороднее форма вещи, тем более она располо­жена к восприятию, тем живее воспринимает, и тем больше имеет силы действовать. Вот почему существуют непонятные эффекты вещей, кажущиеся чудесными, когда они использованы вовремя, и приготовлены с помощью пропорциональных смесей, способных оживить их. Привлекая к ним от звезд жизнь и душу, как форму наиболее благородную; приготовленные ма­териалы имеют такую силу, что они начинают обладать высочайшей мощью, превращаясь в совершенную смесь. Итак, небо, которое всемогуще, когда оно начинает рождать что-нибудь посредством совершенной переработки (пищеварения) и переваривания материи, сообщает ей вместе с жизнью не­бесные влияния и чудесные качества, в той мере, в какой материя спо­собна расположить, принять свойства самые благородные и возвышенные. Вне этого свойства небесного материя есть нечто уснувшее, подобно се­ре, удаленной от огня или пламени. Но все эти зарождения могут быть чудовищны, если свершаются не по правилам природы, и тогда может про­исходить следующие: трава базилик, растертая между двух камней, порож­дает скорпионов; и что из волос женщины, у которой менструации, поло­женных в навоз, происходят змеи; что конский волос с хвоста лошади, брошенный в воду, оживает и превращается в опасного червя; и есть ис­кусство с помощью которого в яйце курицы, которое высиживается, зарож­дается форма, которая, как говорят маги, имеет замечательные свойства, и которую они называют истинной мандрагорой. Однако следует знать, ка­ковы материалы, зачатые природой, и каковые способы для восприятия не­бесных влияний; а также какие материалы способны воспринимать небесные влияния. Так, отношения или соответствия вещей естественных с небесны­ми достаточно, чтобы мы притягивали их влияния, т.к. ничто не мешает телам небесным разливать свой свет на вещи низшие, и они не позволяют никакой материи быть невосприимчивой к их совершенству. Вот почему все, что есть совершенного и Чистого, вовсе не является неспособным к восприятию небесных влияний. Так, существует такая связь и сродство материи с душой мира, которая постоянно влияет на вещи естественные и, особенно, приготовленные природой, поэтому не может быть так, чтобы приготовленная материя не получила бы жизни и благородной формы.

Глава тридцать седьмая

КАК МЫ ПРИВЛЕКАЕМ СВЕРХУ, ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННЫХ

ПРИГОТОВЛЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ БЛАГА НЕБЕСНЫЕ И ЖИВИТЕЛЬНЫЕ.

Академики вместе с Трисмегистом говорят, а Jarchas Beuchalt и Mecuba­les евреев подтверждают, что все имеющееся под Луной в этом мире есть объект рождения и разложения. Также и в интеллектуальном мире, но бо­лее совершенным образом, более высокой значимости, происходящей от очень совершенной модели и Совершенного Создателя. Вследствие этого, каждая низшая вещь по роду своему отвечает высшей вещи, и она получает с неба эту небесную силу, которую называют квинтэссенцией, мировым ду­хом или посредствующей природой, а из мира интеллектуального - силу духовную и живительную, которая превосходит любое свойство (небесное), дающее какое-либо качество, и, наконец, от Создателя - через его пос­редников, следуя их степеням, - первородное свойство всяческого совер­шенства. Поэтому каждая вещь может быть доведена от этих низших вещей до звездных, от звездных - до их духов, затем - до их создателя. От вытекающих из этого следствия выводов происходят вся магия и тайная философия. Так, постоянно делают что-либо из естественных вещей с по­мощью искусства и что-либо из божественных вещей с помощью природы. Это изучалось египтянами; они называли это Большой Природой, т.к. ма­гическими свойствами привлекали подобные вещи посредством их подобий и вещи соответствующие - посредством их согласия или соответствия. И греки называли это влечение, которое совершается посредством взаимного соответствия вещей между собой, а именно высших с низшими, СИМПАТИЕЙ. Так, земля подходит воде по холоду, вода - воздуху по влажности, воз­дух - огню благодаря теплу; огонь сходен с небом по своей материи, и огонь смешивается с водой только посредством воздуха, а воздух с зем­лей только посредством воды. Также душа смешивается с телами посредс­твом духа (мира), а разум - с духом только посредством души. Это-то мы и видим, когда природа, давая форму зародышу, благодаря этому приго­товлению дает дух всем человеческим телам, а этот дух связывает дух и тело с разумом и располагает тело к приобретению способности суждения. Огонь есть колесница света, или носитель света. Благодаря этим приме­рам мы видим, как посредством определенных естественных и искусствен­ных приготовлений, мы можем привлечь к нам определенные благодеяния сверху. Камни и металлы согласуются с травами, а травы с животными, а животные - с небесами; небеса - с духами (умами), а те с божественными свойствами и атрибутами Бога и с самим Богом, по сходству и подобию с которым сотворены все вещи. Итак, первым образом Бога является мир, образом мира - человек, образом человека - животное, образом животного Zoophyte, т.е. полурастение-полуживотное; его образом является расте­ние, образом растения металлы, а камни представляют собой подобия или образы последних. Растение еще сходно с животным по духу роста, живот­ное - с человеком по чувствам, люди - с духами по разумности, духи - с Богом по бессмертию. Божественность признается у духов, духовность - у разумности; разумность - у намерения, последнее - у сходства; сходство

- у ощущения, ощущение - у чувств, а чувства признаются у вещей. Су­ществует такая связь и постоянство в природе, что всякое высшее совер­шенство, распространяя свои лучи в определенной и непрерывной последо­вательности на все низшие вещи, растекается вплоть до последних и крайних, или проникает повсюду; так, что вещи низшие взаимно доходят до высших. Таким образом, вещи низшие имеют такую связь с высшими ве­щами, что влияния, исходящие от их Руководителя, как от первой причи­ны, идут как по натянутой струне вплоть до последних оконечностей мира и проникают до самых глубин. Если притронуться к малейшей вещи или (ее) оконечности, то все приходит в волнение таким образом, что при прикосновении в оконечности это прикосновение дается или отражается в другой вещи, и что при волнении какой-нибудь вещи низшей взволнуется так же и высшая вещь, которой она соответствует, как струны гитары, которые хорошо согласованы.

Глава тридцать восьмая

КАКИМ ОБРАЗОМ МЫ МОЖЕМ ПОЛУЧАТЬ СВЕРХУ НЕ ТОЛЬКО

НЕБЕСНЫЕ И ЖИВИТЕЛЬНЫЕ ДАРЫ, НО НЕКОТОРЫЕ ДАРЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И БОЖЕСТВЕННЫЕ.

Маги утверждают, что благодаря соответствию тел низших с высшими, можно привлечь небесные тела, пользуясь удобством небесных влияний, а через них привлечь духов, т.к. они сопутствуют звездам. Вот почему Ямвлих, Прокл, Синезий, так же как и все платоники, утверждают, что можно получать не только дары небесные и жизненные, но интеллектуаль­ные и божественные, благодаря определенным материалам, которые имеют природную силу божественности, т.е. естественно согласуются с высшим, будучи хорошо соединены или объединены, или скомпонованы вместе, от­части физическим образом, а отчасти - астрономическим образом. И Мер­курий (Гермес) Трисмегист пишет, что определенный подобающий дух ожив­ляет тотчас фигуру или статую, хорошо составленную из определенных ве­щей, которые подобают этому духу; о чем Св. Августин тоже делает упо­минание в своей восьмой книге "О граде Божьем". Есть такая связанность в мире, что вещи небесные привлекают сверхнебесные, вещи естественные

- сверхъестественные, т.к. действующее средство и причастие видов распространяется повсюду. И т.к. это действующее и причастное свойство из вещей тайных делает явные, оно охватывает явные вещи больше и охва­тывает их все дальше, чтобы привлечь туда тайное и секретное, а имен­но, посредством солнечных лучей, посредством излияний, посредством света, посредством чувств, посредством вещей естественных, которые со­ответствуют небесным, в которых помимо качеств телесных, оно находит способы существования, смыслы, чувства, воплощенные числа и меры и бо­жественность. Так, мы можем видеть, что древние часто применяли вещи божественные и восхитительные с помощью вещей естественных, например, камень, находящийся в зрачке глаза гиены, положенный под язык осущест­вляет девинацию. Говорят, что лунный камень-селенит дает тот же эф­фект, и что посредством anchitide заставляет явиться богов; что пос­редством Synoehitide заставляют явиться и останавливают тени преиспод­ней, что пион имеет подобное свойство; он называется также Marmaritide (мраморный), т.к. он идет в мраморе из Аравии в Персию, и маги пользу­ются им, когда они хотят заставить прийти богов. И есть трава, называ­емая Theangecida, которая дает девинацию магам, когда они ее поедают. Кроме того, что есть травы, которые воскрешают мертвых; вот почему ис­торик Ксаиф сообщает, что посредством травы, называемой bule (мякина, плева) один маг возвратил жизнь одному из своих детей; а некто Тифон воскрес посредством этой же травы. И рассказывают, что в Аравии воз­вратили жизнь одному человеку с помощью некой травы.

Мы рассмотрим впоследствии, могут ли действительно происходить та­кие вещи с человеком посредством трав или какой-либо другой естествен­ной вещи, но ясно и определенно, что это может быть с животными. Если мы поместим утонувших мух в теплый пепел, то они оживут; а утонувшие пчелы возвращаются к жизни в соке дикого палея или котовика. Поместив угрей, умерших из-за отсутствия воды, в уксус под навоз и налив туда кровь ястреба, они через несколько дней возвращаются к жизни. Также обстоит дело и с маленькой рыбкой (прилипало, держиладья), если разре­зав ее на куски, бросить их в море, то куски воссоединяются и обретают жизнь. Известно, что пеликан, убив своих малышей, оживляет их своей собственной кровью.

Глава тридцать девятая

КАК ПОСРЕДСТВОМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ МОЖНО

ПРИВЛЕЧЬ БОЖЕСТВ, КОМАНДУЮЩИХ МИРОМ И ДУХОВ - ИХ МИНИСТРОВ.

Всякий знает, что посредством искусства злого можно привлечь злых духов, что обычно делали маги гностики, делавшие почти мерзкие и отв­ратительные гадости, совершавшие при жертвах Приапу, или при служении идолу, называемому Панор, где произносились в жертву постыдно раскры­тые части тела. Известны и другие подобные вещи колдунов, где слабость и безумие добрых женщин проявляется в этих преступлениях. Посредством этих вещей привлекают и составляют сговор с духами, как говорит маг об Оанне - злом духе из Синопы: "все могущество Сатаны, - говорит он, - в нем, и он вошел в заговор со всеми началами, и они также с ним; а Си­нопа послушна нам, как и мы ей повинуемся взаимно". Каждому известно также, в противовес этому, что посредством добрых деланий, посредством чистого духа, посредством мистических молитв, посредством набожных умерщвлений плоти и других подобных вещей мы можем привлечь ангелов с неба. Не нужно сомневаться в том, что таким образом, посредством опре­деленных материалов, можно также привлечь божественные атрибуты мира, или по меньшей мере, духов - их министров, которые сопровождают их (атрибуты); как говорит Меркурий, - демонов воздуха, но не тех, кото­рые над небесами, а более высоких.

Так, мы читаем, что древние жрецы делали статуи и изображения, ко­торые предсказывали будущее, и что ими управляли духи звезд, заключав­шиеся не только в определенных материалах, но пребывшие в Них, пос­кольку.получали удовольствие в этом и поскольку они знали, что матери­алы подобного рода их существу подобающи и пропорциональны, и они охотно пребывали в них, и говорили и делали замечательные вещи с по­мощью этих статуй, подобно демонам, овладевающим человеческими телами.

Глава сороковая

О СПОСОБАХ СВЯЗЫВАТЬ: КАКОГО ВИДА ОНИ БЫВАЮТ И КАК ОНИ

ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ.

Мы говорили о свойствах и замечательной деятельности вещей натураль­ных. Сейчас остается рассмотреть весьма замечательную вещь, а именно, способ связывать людей для любви, или ненависти, для болезней или для здоровья и тому подобное. Связывание жуликов и воров, чтобы они не могли воровать в данном месте, способ связывать торговцев, чтобы они не могли покупать или продавать в определенном месте; связывать или зачаровать оружие, чтобы оно не могло перейти определенных границ; способ зачаровывать корабли, чтобы они не могли выйти из порта, нес­мотря на любую силу ветра и количество парусов; также способ зачаровы­вать мельницу, чтобы она не могла вращаться. Способ зачаровать водоем или источник, чтобы из него нельзя было черпать воду. Способ зачаровы­вать поле, чтобы оно не могло ничего родить; огонь, чтобы он не мог гореть в определенном месте, и чтобы вещи горящие не могли гореть в пламени большого огня. Также способ зачаровывать молнии и гром, и бу­ри, чтобы они не могли вредить. Таким же образом зачаровывать собак, чтобы помешать лаять. Способ зачаровывать птиц и диких зверей, чтобы они не могли летать или убегать; и многие другие подобные вещи, кото­рые мы узнали благодаря частому опыту. Очарование совершается посредс­твом ядов, мазей, лекарственного питья или любовных ядов, посредством вещей, которые привязывают или берут, посредством колец, посредством колдовства, посредством воображения духа, посредством изображений и букв; посредством очарований и проклятий, посредством света, звука, чисел, слов и имен, посредством инвокаций, посредством жертв, заклина­ний, экзорцизмов (заклинаний, изгнание бесов), освящений (посвящений); посредством набожности и суеверий, и наблюдений и другими подобными способами.

Глава сорок первая

О ЯДАХ И ИХ СВОЙСТВАХ.

Сообщают, что яды имеют такое совершенство, что думается, - они изме­няют вещи, что они вызывают увядание, исчезновение. и меняют все, что под нами, как говорит Вергилий: "Мерис дал мне эти травы и эти яды, которые он собрал в море, где они имеются в изобилии; посредством ко­торых я часто видел Мериса, превращающимся в волка и прячущегося в ле­сах. Я вижу также часто, как он заставляет выйти мертвецов из их скле­пов и переносить посеянную жатву из одного места в другое. Также, го­воря о спутниках Улисса, он говорит: "Жестокая волшебница Цирцея зас­тавила превратиться тех, которые имели человеческую форму, в форму подлинных скотов".

Но имеются разные виды ядов этого типа, об определенном виде кото­рых говорит Лукиан, касаясь волшебницы из Фессалии, которая заставляла прийти или повиноваться манов:

"Смешивают все самое губительное, что произвела природа, используя пену и собак, боящихся воды, внутренности рыси и сустав жестокой гие­ны, также внутренности оленя, не забывая ни прилипало (держиладья), останавливающий корабли на ветру, ни глаза дракона". И есть еще один вид, о котором говорит Апулей, касаясь волшебницы Памфилы, операции которой были для любви. Когда ее служанка Фотис принесла шерсть с брю­ха наполненного бурдюка, вместо волос молодого Боэция, то Памфила, пользуясь разными видами Магии и посредством слепой силы духов, кото­рую она использовала, заставила принять бурдюки человеческий вид, сло­жив их в кучу и связав их многими узлами и заставив появиться вместо юного Боэция. Св. Августин говорит о том, что в Италии есть женщины, которые с помощью сыра сразу меняют людей в скотов и заставляют их де­лать то, что им нужно, а когда они сделают все, что те хотят, они сно­ва превращаются в людей.

Глава сорок вторая

О ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ НЕКОТОРЫХ ЯДОВ.

Я сделаю здесь упоминание только о нескольких ядах и, чтобы дать какой-нибудь пример, я начну с менструальной женской крови. Посмотрим, какую силу она имеет как яд, т.к. говорят, что она заставляет скисать всякий свежий продукт. Прежде всего, если она попадает на Виноградник, он становится бесплодным навсегда; деревья посаженные Или привитые гибнут, и плоды сохнут; продукция садов сгорает, и плоды деревьев па­дают; блеск зеркал блекнет и исчезает, также, как острота бритв и кра­сота слоновой кости; железо тотчас ржавеет; бронза отмечается губи­тельной ржавчиной и дает очень скверный яд; собаки становятся бешены­ми, и тех, кого они кусают, нельзя вылечить. Пчелиный расплод гибнет и пчелы покидают ульи; лен чернеет, когда его варят; кобылы выкидывают и менструальная кровь мешает им зачать; ослицы не могут рожать в течение многих лет, если они поели ячменя, который соприкасается или был ис­порчен менструальной кровью; а пепел полотна, где была эта кровь, зас­тавляет измениться цвет пурпура, а цветы лишает красок. Говорят, что она лечит четырехдневную лихорадку, будучи нанесенной на шерсть черно­го овна и на серебряный браслет. Говорят также, что она хороша для по­дошвы стоп больного, что она значительно более эффективна, если взята от женщины, которая не знает, что у нее месячные; и она лечит от дрях­лости, и особенно хороша, если ее применяют с водой, или с каким-ни­будь лекарственным питьем от укуса собаки. С другой стороны говорят, что если менструирующие женщины идут на жатву, они заставляют погиб­нуть моль, червей, жуков и все скверное и вредное. Нужно однако осте­регаться, чтобы это не было при восходе солнца, т.к. они заставляют засохнуть жатву; менструальная кровь останавливает град, вихри и мол­нии. Плиний много говорит об этом. Уместно знать, что свойства этого яда наиболее велики при ущербе луны, и даже больше, когда луна вовсе не показывается; и она имеет очень большую силу или свойство, когда месячные идут первые годы, или у девушки, и эта кровь имеет силу обезвредить любое колдовство, когда ее наносят на пороги домов. Кроме того, говорят, что нити платья, которое ею натерто, не могут гореть и что, если его поместить в огонь, они больше не растягиваются. Говорят еще, что если давать корень пиона со струей бобра и простынь с менс­труальной кровью мужчине, страдающему падучей болезнью, то он вылечи­вается. Кроме того, если сжечь или поджарить желудок оленя, примешав туда нечто от тряпок, испачканных менструальной кровью, то стрелы не причиняют вреда тем, кто его носят; а волосы девушки у которой месяч­ные, положенные в навоз или на навоз, дают начало змеям, и от их запа­ха, если их сжигать, змеи убегают. Сила этого яда столь велика, что он отравляет даже то, что отравлено. Говорят, что он имеет очень большую власть возбуждать любовь, когда его дают в лекарственном питье тому, кого любят.

Есть еще другой яд, который называется тем же именем, а именно, яд, который выходит из внутренностей кобыл, когда они теплы, о котором Вергилий упоминает. Апполоний рассказывает своим Аргонавтам, что трава Прометея, которая происходит из мертвеющей и загнивающей, пролитой на землю крови, когда гриф разрывал печень Прометея и пожирал ее, - эта трава имеет цветок, похожий на цветок шафрана, а корень глубиной в ло­коть, испускающий черный сок, которым если натереть тело, то ни желе­зо, ни огонь не смогут причинить вреда. А Саксон Грамматик пишет, что некий Фро имел платье, которому не могли причинить никакого вреда.

Гиена имеет также разные яды. Как сообщает Плиний, если натереть ее кровью пороги двери, то действие колдовства прекращается. Также те, кто натер свою правую пятку кровью рыси или ласки, заставляет бояться себя всех людей. Того же эффекта достигают, принимая отвар ее глаз. А наружное отверстие и небольшой конец ее кишок служит против раздраже­ния знати, и имеет свойство для успеха просьб и прошений в судах. Го­ворят, что кровь василиска, которую зовут еще кровью сатурна, имеет такую отравляющую силу, что дает возможность тем, кто ее носит, до­биться успеха в своих просьбах у оккультных сил, и боги их лечат от болезней и желают им всяческих благ. Говорят, что клещ, которого изв­лекли из левого уха совершенно черной собаки, может многое для предс­казания длительности жизни; так больной, отвечающий тому, кто его по­ложил ему, умрет, если ничего не отвечает. Еще говорят, что камень, укушенный бешеной собакой, имеет силу возбуждать разногласия, если по­ложить его в лекарственное питье, а язык одной собаки мешает другой собаке лаять, после того, как его положили в известь. Говорят также, что собаки бегут от тех, кто носит сердце собаки. Плиний рассказывает, что есть лягушки, которые полны яда и совершают чрезвычайно чудесные вещи, - маленькая кость этих лягушек, находящаяся с левой стороны, бу­дучи брошенная в холодную воду, заставляет ее тотчас же закипеть; она останавливает наглость и нападение собак; она возбуждает любовь и не­нависть, принимая ее или заставив принять ее в питье, она побуждает к соитию, иногда имеет противоположный эффект: кипящая вода, в которую брошена эта косточка, может кипеть только после того, как ее вынут из нее; лечит четырехдневную лихорадку, будучи привязанной к свежеснятой коже змеи; она лечит также и другие лихорадки, препятствует любви и подавляет похоть. А селезенка и печень лягушек хорошо служит против ядов, которые из них изготовляют. Об этом пишет Плиний.

Говорят также, что железо, которым убили человека, имеет свойство как яд; так если из него сделать удила и шпоры, то можно садиться на самую дурную или дикую лошадь и ее укротить, а если им охватить ноги лошади, то она становится очень быстрой в беге и неутомимой. Еще гово­рят, что такая вещь как тесак, которым обезглавливали людей, погружен­ный в вино, лечит четырехдневную лихорадку, если дать выпить вино больному. Говорят еще, что питье, составленное из мозга медведя и при­нятое в его черепе, делает разъяренным, как медведь, так что человек, выпивший его, считает себя превратившимся в медведя.

Глава сорок третья

ОБ АРОМАТАХ, ОБ ИХ ВИДАХ И СИЛЕ.

Есть также некоторые ароматы, которые имеют отношение к звездам, и которые сильно способствуют приобретению небесных качеств в лучах звезд, т.к. они сообщаются воздуху и духу, нашему духу, большие изме­нения посредством определенных видов паров. Воздух легко принимает ка­чества вещей низших или небес посредством этих паров, и постоянно про­никающий, прежде всего в сердце, приводит нас чудесным образом к по­добным качествам пара. Вот почему делают ароматы для человека, который должен девинировать, чтобы предрасположить свой дух, готовя его к восприятию божественных вдохновений. Ароматы семян льна и семян комар­ника (блешники, богатинки), корней фиалки и большой петрушки дают ви­дение вещей будущих и способствуют предсказанию. Духи воздуха притяги­ваются и проникают посредством определенных паров, исходящих от арома­тов растений и цветов, которые они распространяют. Не следует пора­жаться свойству запахов, т.к. известно, что запах печени хамелеона, сожженная с его конечностями, вызывает дожди и грозы. Также его голова и глотка, будучи сожжены с большим количеством дров, побеждают дожди и грозы. Также делаются ароматы, подобающим влияниям звезд, заставляя появиться в воздухе или другом месте изображения духов. Так говорят, что сделав аромат кориандра, петрушки или белены с цикутой (крапчатый болиголов), тотчас заставляет появиться демонов; поэтому эти травы на­зываются травами демонов. Говорят также, что сделав аромат Корня тростника или камыша ферулы с соком цикуты (болиголова), белены, тиса, красного сандала и черного мака заставляют появиться демонов, и стран­ных фигур, а если туда добавить сок мака, то прогоняют демонов из лю­бых мест и разрушают их идолов. Также, делая аромат дикого полея, пио­на (марьина корня), мяты, клещевины, прогоняют всех злых духов и от­дельных животных. Плиний говорит, что с помощью ароматной lipase зас­тавляют прийти все виды животных; а также если сжечь кость, располага­ющуюся у оленя над глоткой, то заставляют собираться змей; рог оленя их прогоняет. Крылья павлина производят тот же эффект. Также, сжигая легкое оленя или осла, заставляют убегать крыс; копыто мула, если оно с левой ноги, заставляет улетать мух. Нужно помнить, что пары, входя­щие в состав тела, могут сохраняться долгое время, пропитывая ими дру­гие предметы. Пар заразы, яда или чумы, которые сохраняясь более дру­гих, до двух лет в доме, заражают того, кто там живет; а также эпиде­мии или проказа, от которых остается нечто в одеждах того, кто ими бо­лел, заражают тех, кто их носит; вот почему пользуются ароматическими веществами, кольцами и подобными инструментами и сокровищами магии, о чем Порфирий говорит, что они сильно содействуют удалению вредных вли­яний. Так говорят, если кто-нибудь спрятал золото, серебро или еще что-нибудь, когда Луна присоединилась к Солнцу в основании неба, и ес­ли место окурено кориандром, шафраном и черным маком, растертыми вмес­те в количествах, равных по весу, то сокровище никогда нельзя найти и унести, т.к. их все время стерегут демоны; а если кто-либо хочет их взять, то они истязают его так, что он впадает в безумие. И Гермес го­ворит, что сперма морской свиньи (касатки) или кита не имеет себе по­добных для привлечения демонов; вот почему делая аромат из этой спер­мы, древовидного алоэ, из мускуса, шафрана, заставляют тотчас прийти духов воздуха, а если окурили вокруг могил мертвецов, собираются маны и тени усопших. Также когда мы адресуем какую-либо работу солнцу, то окуриваем с солнечными телами, если к луне, то лунными телами, и также с остальными. И нужно знать, что те же противоположности, которые су­ществуют в звездах и духах, есть также и в ароматах, которые для них делают. Так, древовидное алоэ и сера - противоположны и духи, которых извлекают из зажженного древовидного алоэ, перемешанного с серой, не­долговечны, как и в примере, который дает Прокл, показывая, что дух, которого обычно заставляют появляться в образе льва, исчезает, если ему противопоставить и представить духа в образе петуха, т.к. лев и петух противоположны. Также следует рассматривать и остальное и прак­тиковать.

Глава сорок четвертая

СОСТАВ НЕКОТОРЫХ АРОМАТОВ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ К ПЛАНЕТАМ.

Аромат Солнца делают из шафрана, аморы, мускуса, древовидного алоэ и плодов лавра с гвоздиками (корицей), миррой и ладаном. Все эти вещи растирают и перемешивают в определенной пропорции, а именно, чтобы за­пах был как можно нежнее, соединяя с мозгом орла или кровью белого пе­туха, в виде пилюль или шариков.

Аромат Луны делают из головы лягушки, которую высушивают, и глаз тельца, семян белого мака с ладаном и камфарой, в которые включают менструальную кровь женщины или кровь гуся.

Аромат Сатурна изготовляется при помощи зерна черного мака, зерна белены с корнем мандрагоры, магнита и мирры, и завершается кровью кош­ки и летучей мыши.

Аромат Юпитера делают с семенами: ясеня, древовидного алоэ, стирак­сом, растительным клеем и верхом крыльев павлина, куда включают кровь аиста или ласточки или мозг оленя.

Марсу кадят молочаем, черным деревом с названием Бделии, корнями двух черемиц, камнем магнитом с небольшим количеством серы; во все это включается мозг ворона, кровь мужчины и кровь черного кота.

Венере кадят мускусом, аморой, древовидным алоэ, красными розами и красным кораллом, а довершают мозгом воробьев и кровью голубей.

Ароматы Меркурию делаются из мастики, мозга лисы, ласки и крови со­роки, ладана, камнем агатом, пятилистником.

Помимо того, есть ароматы Сатурна из всевозможных видов пахучих корней, как-то из Costum Cogl и Lhebeaenofn. Ароматы Юпитера - все благоухающие деревья: сандал, кипарис, бальзаминовое дерево и алоэ. Солнце - все виды растительного клея, ладан, мастика, стиракс, зеленая камедь, амбра и мускус.

Венера - цветы: фиолетовые розы, шафран и т.п.

Меркурий - все виды коры деревьев и плодов, как например, истинной корицы, дерева кассия, мускатного ореха, корка лимона, зерна лавра и всех благоухающих зерен.

Луна - все листья растений, как-то: лист малобарского лавра, листья мирта и лавра.

Кроме того, нужно знать, что, по мнению магов, во всяком добром де­лании, каковы любовь и благосклонность, аромат должен быть хорошим, с хорошим запахом и дорогой, а в злом деянии, каковы ненависть, гнев, порча и прочее, аромат должен быть нечистым со скверным запахом и де­шевый.

Двенадцать знаков Зодиака имеют также свои ароматы: так Овен - мир­ру, Телец - капуфер, Близнецы - мастику, Рак - камфару, Лев - ладан, Дева - сандал, Весы - гальбан, Скорпион - дягильный сок, Стрелец - древовидное алоэ, Козерог - l'ase, Водолей - молочай, Рыбы - тимьян. Гермес описал самый великий и сильный аромат, составленный из препара­тов, следующих силе и свойству семи планет, т.к. он берет от Сатурна - le cost (капуфер), от Юпитера - мускатный орех, от Марса - древовидное алоэ, от Солнца - мастику, от Венеры - шафран, от Меркурия - истинную корицу, а от Луны - мирру.

Глава сорок пятая

О ПЛАСТЫРЯХ, О МАЗЯХ, О ЯДАХ, КОТОРЫЕ ЗАСТАВЯТ ЛЮБИТЬ, И ОБ

ИХ СВОЙСТВАХ.

Пластыри и мази, которые составляют ансамбль свойств естественных и небесных вещей, могут умножать, изменять, преображать, трансформиро­вать наш дух и повлечь его преобразование той силой, из которой они состоят. Итак, дух наш будучи субтильным испарением крови, чистым, блестящим, воздушным и маслянистым, хорош поэтому для составления этих пластырей из мазей с подобными испарениями, которые имеют большое со­общение в субстанции с нашим духом, больше привлекают его благодаря сходству, и трансформируют его; некоторые мази и другие снадобья обла­дают подобным свойством. Так, иногда вдыхают посредством прикосновения болезни или любовь, натирая ядами и мазями свои руки или одежды; также посредством поцелуев внушают любовь к определенным вещам; так мы чита­ем у Вергилия, как Венера вызывала любовь в следующих словах:

"Когда радостная Дидона заполучит вас в свои руки среди дорогих яств и вин, когда она вас обнимет и одарит вас нежными поцелуями, вну­шите ей тайный огонь и заставьте вас полюбить".

Однако зрение, т.к. оно воспринимает способом более чистым и более ясным, чем другие чувства, и запечатлевает в нас признаки вещей спосо­бом более проникновенным и глубоким, подходит более всего духу фантас­тики; что особенно проявляется в снах. Вот почему, когда мази транс­формируют дух видения, этот дух легко сообщает свои впечатления вооб­ражению, которое, получив различные виды и формы, отсылает их посредс­твом того же духа высшему чувству зрения, и тогда оно формирует в нем чувственное качество на свой манер таких видов и форм, как будто в нем есть что-то от посторонних объектов, так, что видятся странные изобра­жения демонов и других подобных идей. Так делаются мази и глазные кап­ли, которые нас заставляют видеть сначала тени в воздухе и прочее, как я это умею делать сам из желчи человека и глаз черного кота и опреде­ленных иных вещей. Подобное делают из крови удода, летучей мыши и коз­ла и говорят, что намазав стальное зеркало соком полыни и окурив его, оно явит духов. Подобным образом делают также ароматы и елей, которые заставляют спящих говорить, ходить и делать все то, что делают бодр­ствующие, и даже такие вещи, которые они делали бы с трудом, или не понимали. Существуют также такие ароматы из ели, которые заставляют нас слышать звуки, которых никогда не было; человек считает, что видит и слышит снаружи то, что его фантастическое воображение создает и представляет лишь внутренне; также он боится того, чего вовсе не сле­дует бояться, и впадая в особенные и ложные подозрения, он убегает, хотя его никто не преследует, впадает в гнев и дерется, никого не ви­дя. Страсти магии могут также делать эти виды составов из ароматов, из мазей, из микстур, из ядов, посредством ламп и света, посредством зер­кал и изображений, посредством очарования и посредством стихов, звуков и концерта определенных струн, составленных в определенной гармонии, что заставляет не только появляться страсти, совершаться различным яв­лениям, но изменяются даже вещам и людям, и трансформироваться в раз­личные формы. Так поэты упоминают о Протее, о Периклимоне, о Ахелее и о Метре, дочери Эрихифтона, также и Цирцея превращает товарищей Одис­сея (Улисса), а другой раз люди превращаются в волков, попробовав то, что было пожертвовано Юпитеру. Св. Августин говорит, что некоторые женщины в Италии превращают человека в скот, заставляя их переносить ношу, а затем делают их людьми. В Св. Писании видим, что маги фараона превращали свои жезлы в змей, а кровь - в воду и другие вещи.

Глава сорок шестая

О СПОСОБАХ СВЯЗЫВАТЬ ИЛИ ЛИГАТУРАХ И ФИЗИЧЕСКИХ ПОДВЕШИВАНИЯХ.

Когда Мировая душа породила своим совершенством или искусством все вещи, она сделала их плодородными, влив в них небесные свойства, чтобы достичь чудесных эффектов, которые они совершают. Вещи отпечатывают на нас свои свойства не только когда они прикасаются посредством аромата, или питья, или другим подобным образом, но еще и тогда, когда, будучи завернутыми, они привязаны к нам, или подвешены на нас, или надеты на нас каким-либо другим путем, или приближены к нам, или настолько легко прикасаются к нам, насколько это возможно. Посредством подобных связей и прикосновений тела и вещей последние дают здоровье, придают отвагу, страх, грусть, радость, делают тех, кто их носит грациозными, приятны­ми, делают их отталкивающими или презираемыми, уважаемыми и обожаемы­ми, или заставляют их ненавидеть, или делают их ужасными. Мы видим, что морской электрический скат, который коснулся издалека мази, вызы­вает онемение в руках у тех, кто прикасается к ней. Так же, как только касаются палкой морского зайца, начинают плохо себя чувствовать. Гово­рят также, что мужчина не может жить с женщиной, которая носит с собой иголку, покрытую грязью, в похоронном полотне. Таким образом, мы видим на этих примерах, что мы можем получить определенное свойство, пос­редством привязывания некоторых вещей, посредством привешивания, при­косновения или привязывания на нити. Нужно знать способ, т.е. нужно, чтобы это делалось определенной подходящей констелляцией, и чтобы эти привязывания и подвешивания были сделаны из ниток металлов, из волос или кишок, из шерсти определенных животных, и обернуты листьями трав, шкурами зверей, кожами и тому подобным, таким образом, чтобы вещи под­ходили друг другу. Чтобы привлечь свойства Солнца или какого-либо сол­нечного тела во что-нибудь, нужно обернуть его золотой нитью и привя­зать к себе, когда появляются лучи Солнца.

Глава сорок седьмая

О КОЛЬЦАХ И МАНЕРЕ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.

Кольца, которые играли большую роль в древности, сообщали их свойс­тва тем, кто их носил, и сообщались с их духом, делая радостными или грустными, нежными или страстными, отважными либо робкими, заставляя любить или ненавидеть, предохраняя от болезни, от ядов, от врагов, от демонов и от всего вредоносного. Итак, способ делать эти кольца: взять траву, которая является сюжетом счастливой звезды, когда эта звезда доминирует, и сделать кольцо из металла, который ей подходит, и помес­тить внутрь маленький камень с травой, или подходящим корнем, и не преминуть сделать ароматы, поместив начертания изображений и букв. Но мы рассмотрим эти вещи, когда будем говорить об изображениях и буквах. Так, у Филострата читаем, что Пархас, принц индийский, дал Апполонию семь подобных колец, которые имели свойства и имена семи планет, чтобы он их носил каждый день, различая по именам дни. Благодаря этим коль­цам он жил до 130 лет, всегда сохраняя красоту и юность. Подобно этому читаем у Иосифа, что Моисей - законодатель евреев, изучив магию в Египте, делал кольца любви и забвения. Кроме того, читаем, что некий философ, по имени Эвдам, делал кольца против укусов.змей и колдовства. Иосиф говорит то же о Соломоне; и мы видим у Платона, что Гиг, царь лидийский, имел кольцо замечательного и необычного свойства: когда он держал его в руке, его никто не видел, хотя он видел все, и благодаря этому кольцу он жил с царицей, убил царя, ее мужа и истребил всех тех, которые противились ему, и никто не мог его видеть, когда он совершал все эти преступления и, наконец, с помощью этого кольца он стал царем Лидии.

Глава сорок восьмая

О СВОЙСТВАХ МЕСТ И КАКОЙ ЗВЕЗДЕ ОТВЕЧАЕТ КАЖДОЕ МЕСТО.

Места тоже имеют значительные эффекты, которые они берут у вещей, расположенных там, или у свойств, которые их сопровождают, происходя­щих от небесных влияний, а иные - способом внешним и посторонним. Так, по сообщению Плиния, тотчас, как кто-либо услышал кукушку и заметил место, занимаемое его правой ногой и, сделав канавку в этом месте, по­местит эту землю в какое-либо место, то туда никогда не прилетят мухи. Также говорят, что бросив землю с того места, где проползали змеи, можно заставить их приползти туда; также помещая на свое тело пыль или землю, в которой катался мул, уменьшают жар любви; и Плиний рассказы­вает, что забить железный гвоздь в то место, где больной клал голову - это высшее лекарство от этой болезни. Еще, говорят, что взяв траву, росшую на голове статуи, и привязав ее рыжей нитью к какому-либо месту своей одежды, тотчас излечиваются от головной боли, а если взять все виды трав, растущие в ручье или вдоль ручья или реки перед восходом солнца так, чтобы никто не видел, изложив ее в свою левую руку, она лечит от трехдневной лихорадки. Итак, из всех мест, соответствующих звездам, те, которые смердны, умны, подземны, грустны и зловещи, как-то: кладбища, сараи, покинутые жилища, старые хижины, готовые рух­нуть от старости, места мрачные и ужасные, одинокие пещеры, ямы, ко­лодцы - соответствуют Сатурну и, сверх того бассейны и пруды, болота и тому подобное. Юпитеру приписывают все привилегированные места - мес­та, где держат совет, ассамблеи владык и министров, трибунов, кафедры, академии, школы и все места блестящие, чистые и где распространены приятные запахи. Марс придерживается мест огня и крови: печей, боен, крестов, виселиц и мест, где произошли резня, войны и казни и тому по­добное. Солнце держится мест светлых спокойного вида, дворцов владык, пюпитров, театров, тронов и всего, что царственно и великолепно. Вене­ра владеет и обитает в приятных источниках, зеленеющих лугах, садах, наполненных цветами, в украшенных лозах и, как говорит Орфей, голубые берега и купальни, места и залы для танцев и все, что касается женщин. Меркурий держится школ, рынков и ярмарок и тому подобное. Луна занима­ет пустыни, леса, скалы, каменистые местности, горы, источники, воды, реки, моря, берега и порты; суда, разные полевые места; она придержи­вается публичных дорог, мест наиболее потаенных и тому подобное. Вот почему те, которые хотят делать операции на любовь, прячут обычно или зарывают инструменты их искусства, т.е. кольца, изображения, зеркала и т.п. в какое-нибудь злачное место, которое дает им свое свойство, бла­годаря венериальной способности; также считают, что вещи, которые при­обретают скверный запах мест, плохо пахнущих, портятся или становятся гнилыми и смердными, в то время, как другие приобретают хороший запах мест, где они были. И страны света также принадлежат им. Вот почему те, кто хотят пользоваться травой Сатурна, Марса и Юпитера, смотрят на восток или на юг; на первый - потому, что они исходят или рождаются от восхода солнца; на второй - потому, что их главные дома являются мери­диональными знаками, а именно: Водолей, Скорпион, Стрелец, Козерог и Рыбы. И говорят, что те, кто хочет воспользоваться какой-либо вещью венериальной, меркуриальной и лунной, смотрят на запад, т.к. эти звез­ды являются западными, или к северу, т.к. их главные дома являются се­верными, а именно: Телец, Близнецы, Рак, Дева. Чтобы делать операции солнечные, нужно смотреть на восток или на юг и даже на само солнечное тело и свет.

Глава сорок девятая

О СВЕТЕ И О ЦВЕТАХ ФАКЕЛОВ И ЛАМП; ЦВЕТА, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ

ЗВЕЗДАМ, ИХ ДОМАМ И ЭЛЕМЕНТАМ.

Свет есть некое качество большей частью фориальное, некий простой акт ума и некое изображение, которые разлиты изначала божественным ду­хом во всех вещах; и в Боге Отце, который есть отец светов, первый и истинный свет; и затем в его Сыне, освещающий отсвет, и в Святом Духе, сверкающий пыл, который превосходит всякую разумность, и даже свет Се­рафимов, как сообщает Дионисий. Будучи радостью, простирается он за границы разума. Тем не менее, он принимается посредством разных степе­ней: следуя природе воспринимающего объекта, свет опускается на небес­ное тело, где совершается изобильное и длительное распространение жиз­ни в видимое сияние; и в огне - естественная сила, которая влита в не­го небесными телами; в людях, наконец, это блестящая речь, знания и разумное восприятие вещей божественных. Свет существует в разумных формах, следуя предрасположению тел, следуя распределяющей причине, которая распределяет его каждому. Свет переходит затем в фантазии, ко­торый выше чувств, переходит к глазам, где он делается видимой яс­ностью, которая сообщается поочередно со светлыми и темными телами. Все вещи чувствуют силу света, в зависимости от емкости, которая вос­соединяет в себе все, благодаря живительному жару и проникает все су­щества, заставляя действовать и качества и свойства во всех вещах. Вот почему маги не хотят, чтобы что-либо было покрыто светом большого, так например, чтобы открывали его мочу перед солнцем или луной, т.к. лучи проникающего света уносят с собой плохие качества, изменяют тело и де­лают его больным, и сообщают ему это плохое качество. Вот почему кол­дуны и волшебники стремятся, чтобы их тень покрыла того, кого они хо­тят околдовать; также гиена, посредством прикосновения своего тела заставляет замолчать собак. Также делают искусственно свет с помощью ламп, факелов, свечей и тому подобного, из определенных вещей и жид­костей, извлеченных или составленных как звезды, которые формируются в зависимости от того, что им подходит. Они производят, обычно осенью, какие-либо замечательные и небесные эффекты, которыми люди часто вос­хищались. Как сообщает Плиний, сжигая или подогревая яд от кантуса ко­был на факеле, заставляют покориться чудовищ и лошадей; та же вещь происходит с мухами, погруженные в песок и сожженные, заставляют поя­виться мух. А кожа змеи, сожженной на лампе, заставляет появиться змей. Говорят, что если поместить виноград в цвету в бутылку, напол­ненную маслом и оставить его там до тех пор, пока она не погибнет, за­жигая затем эту лампу, видят виноград. Говорят также, что свеча, сде­ланная из определенных сатурнических вещей, будучи погашенной во рту умирающего человека, каждый раз, когда ее зажигают одну, делает окру­жающих очень грустными и робкими. Гермес, Платон и Хирамид, а из более современных - Альберт - в одном трактате, сообщают, что существует много видов таких факелов и ламп.

Цвета - также от света, и смешиваясь с вещами, представляют их звездам и небесным телам, которым они соответствуют. И мы скажем впос­ледствии какого цвета свет планет, благодаря которому- узнают природу неподвижных звезд, и чем нужно пользоваться, чтобы жечь лампы этого света. Но сейчас мы покажем каким образом цвета вещей и смесей здесь внизу распределены среди планет. Так, все цвета, которые подобают Са­турну, или его представляют - черные, блестящие, землистые, свинцовые и темные; те, которые принадлежат Юпитеру - цвета сапфира, воздуха или воздушные, и всегда зеленоватые или зеленые, светлые, цвета пурпурные, смеси золота и серебра. Цвета красные, пылающие, огненные, цвета пла­мени, фиолетовый, пурпурные цвета, цвета крови и железа представляет Марс. Цвета золота, желтые и наиболее сверкающие пурпурным представля­ют Солнце. Все цвета белые, прекрасные, разные, зеленые, красные, нес­колько желтоватые и пурпурные представляют Венеру, Меркурий и Луну. Также первый и седьмой дома Солнца имеют белый цвет, потом второй и двенадцатый - зеленый; третий и одиннадцатый имеют желтый; четвертый и десятый - красный; пятый и девятый - цвет меда, шестой и Восьмой - черный. Также и элементы имеют свои цвета. Так, цвет земли происходит из холодного и сухого, темного и черного и означает черную желчь и са­турническую натуру; голубой, который исходит из белого, означает слизь, полукрасный или красный смешанный означает кровь и цвет огня пылающего пламени. Светлая желчь можно удобно смешивать, благодаря ее тонкости, со всеми остальными, вызывая этим разные цвета. Будучи сме­шана с кровью, смесь имеет много силы, когда кровь доминирует, если же доминирует светлая желчь, она делает цвет несколько рыжеватым; если смесь равная - рыжий цвет; если светлая желчь сожжена с кровью, она дает серо-рыжий. А когда она смешана с соком черной желчи, смесь ста­новится черной, с меланхолическим соком (черной желчью) и флегмой (слизью) поровну - серым; если изобилует флегма - цветом грязи, а если она смешана только с флегмой - цветок лимона; если есть избыток че­го-то другого - бледным цветом, или несколько бледноватым. Итак, все цвета более сильны, когда они идут от металлов или от блестящих субс­танций, или от драгоценных камней, или от того, что более всего подоб­но небесным телам.

Глава пятидесятая

О КОЛДОВСТВЕ, ОКОЛДОВАНИИ И ЕГО ИСКУССТВЕ.

Околдование есть связь или очарование, которое идет из духа чародея через глаза в сердце околдованного. Околдование есть инструмент духа, так сказать некое чистое испарение, блестящее, тонкое, происходящее из наиболее чистой крови, рожденное жаром сердца. Оно постоянно посылает через глаза лучи и эти лучи несут с собой испарение; это испарение не­сет кровь. Лучи, посланные в глаза тех, кто смотрит на них, привлекают с испарениями взгляда поврежденную кровь, и заражают их кровь. Так расширенный или открытый глаз, который бросает свои лучи на кого-ни­будь с неким воображением, является переносчиком и духа, этот дух мед­ленно поражая глаза очарованного, возбуждается через сердце того, кто поражает, входит внутрь того, кого он поразил и становится господином принадлежащей ему территории; этот посторонний дух ранит его сердце и заражает его.

Вот что заставило сказать: "Ваши глаза - войдя через мои глаза внутрь меня, возбудили великий пожар в глубине моего тела и мозга кос­тей моих". Нужно знать, что людей очень часто очаровывают посредством взгляда, когда они направляют пункт их зрения к пункту другого чаро­дея, и когда глаза сильно приковывают друг к другу, и свет к свету, когда дух соединяется с духом и несет к нему искры; так формируются связи наиболее сильные и чары, наиболее связывающие. Так любовь наибо­лее страстная загорается с одного взгляда, возникая посредством одних лучей глаз, как посредством стрел разом пронизывающих все тело. Так дух и кровь любящего, будучи таким образом пораженным, проходят таким образом в любовника и его очаровывают, что заставило сказать Лукреция в своих стихах о чарах любви: "Наша душа, пораженная любовью, тотчас чувствует ее в теле, т.к. почти все подвержены этой страсти, и кровь обнаружится тотчас в той части, которая была поражена, и сок или крас­ный цвет охватит тотчас того, кто поразил, если он рядом". Такова сила очарования, особенно, когда испарение глаз используют связывающие мази и тому подобные вещи, чтобы расположить дух и усилить его чем-либо иным образом, так чтобы давать любовь. Они пользуются венериальными мазями, из hyppumanes или кусками плоти, которые находятся aux frand des poulans во лбу жеребят; кровью голубей или воробьев и т.п. Чтобы заставить бояться, они пользуются мазями Марса, такими, как волчьи глаза, глаза гиены и т.д.; чтобы причинить несчастье или какую-нибудь болезнь, они пользуются сатурническими мазями. Также и для других ве­щей.

Глава пятьдесят первая

О НЕКОТОРЫХ НАБЛЮДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДЯТ ЧУДЕСНЫЕ ЭФФЕКТЫ.

Существуют наблюдения и некоторые действия, которые имеют определенную натуральную силу; считается, что они могут давать и лечить некоторые болезни; так говорят, что четырехдневную лихорадку лечат, привязывая обрезки или опилки ногтей больного к шее угря, позволяя угрю вернуться в воду. А Плиний говорит, что мешая обрезки или опилки ногтей ног или рук больного с воском, лечат трехдневную лихорадку или постоянную ли­хорадку, а если их привязывать до восхода солнца к соседней двери, они лечат те же болезни. Дерево, опаленное молнией, гвоздь от виселицы, завернутый в шерсть, кусок от виселицы - все это лечит от лихорадки. Если заставить прикоснуться к глотке или руке внезапно умершего, то лечат золотуху и паротиты. Говорят еще, что женщины с трудными родами опрастывают, если положить в их постель камень или тот предмет, кото­рым убили три вида животных, а именно - человека, кабана и медведя. И алебарда, извлеченная из тела человека так, чтобы она не коснулась земли, производит ту же вещь; также стрелы, извлеченные из тела, не касаясь земли, совершают тот же эффект, даже будучи положенными в пос­тель. Говорят также, что эпилепсия лечится поеданием дикого зверя, убитого тем же оружием, которым убит человек. От болезни глаз и нагно­ения предохраняются, натирая три раза свои глаза водой, в которой мыли ноги. Также, взяв селезенку животного и распластав ее на селезенке больного, сказав больному, что это лекарство от его болезни селезенки, после чего нужно спрятать это в стену или в крышу общей спальни и сжать ее кольцом, и сказав заклинания три и девять раз, вылечивают бо­лезнь. Говорят, что поливая своей мочой на ногу каждое утро, очищают себя против всех дурных сглазов. Существует маленькая лягушка, которая поднимается на деревья, - она позволяет избавится от кашля. Чудесная вещь также стоящая быть испытанной, как говорит Плиний, когда чувству­ют боль от какого-нибудь удара, - плюнуть в середину руки, нанесшей удар - боль тотчас прекратится. Подобно этому, плюют также в туфлю правой ноги, перед тем, как обуться, - это лекарство хорошо, чтобы предохраняться от опасности какого-либо места, по которому проходят и которого боятся. Плюют также, чтобы лечить эпилепсию и инфекции. Так­же, плюя в грудь, испрашивают и получают у богов прощения за какое-ли­бо насильственное предприятие. Это было также обычаем всей медицины, плевать, совершая молитву, и это помогало операции. Говорят, чтобы прогнать волков с какой-нибудь земли, нужно взять сломанные ноги одно­го из них, поместить нож внутрь, пролив кровь на землю и захоронить в этом месте. Говорят также, что если держать на палке в воздухе гадюку, то эта палка совершает предсказания будущего. Говорят также, что если человек, который измерил мертвеца веревкой, сначала от локтя до сред­него пальца, а затем от плеча до того же пальца, а после этого с голо­вы до ног, взяв эту меру, потом измерит другого таким же образом, то сделает его несчастным, злополучным и печальным. И Альберт сообщает, что когда женщина очаровывала кого-нибудь любовью, нужно лишь взять ее рубашку за верх и помочиться через ее правый рукав наружу, и очарован­ный освобождается или расколдовывается. А Плиний сообщает, если лечь и находиться рядом с беременной женщиной, когда у нее трудные роды, что­бы освободить ее, следует держать переплетенными пальцы. Яд считается наиболее сильнодействующим, если поместить его около колен. И говорят, что если пребывать, стоя перед дверью, и звать по имени человека, ле­жащего с женщиной, и привязывать нож или иглу к двери, сломав им кон­чик, то этот человек не сможет жить с этой женщиной, как только эти вещи будут сделаны.

Глава пятьдесят вторая

О ЛИЦЕ, О ЖЕСТАХ, ОБ ОБРАЗЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕЛА, О ФИГУРЕ, О ТОМ, КАКОВЫ ОСНОВАНИЯ ФИЗИОНОМИИ, МЕТОПОСКОПИИ, ХИРОМАНТИИ И ИСКУССТВА ГАДАНИЯ.

Вид, жесты, движение, расположение и фигуры тел, которые нам даны сверху, помогают получать небесные благодеяния, производя в нас опре­деленные эффекты. Известно, насколько выражение лица и жесты распола­гают к человеку. Так нежное и веселое лицо вельможи радует народ в го­роде, лицо грубое и грустное прежде всего пугает; также жест и лицо человека, который жалуется, возбуждают сочувствие, лицо приятной лич­ности внушает легко любовь. Жесты и движения тела становятся действен­ными, благодаря определенным влияниям небесных тел; так жесты скучаю­щие и грустные, как-то жалобы, головные боли сообщаются с Сатурном: а жесты благочестивые, коленопреклоненные, взор обращенный в землю, как во время молитвы Богу, и тому подобное, которые отмечают человека от всего удаленного, строго относят к Луне. Так его описывает поэт-сати­рик: "Он шепчет и грезит в себе, опустив голову, и взоры к земле при­ковав, и говорит только весомо и умеренно". Лица веселые и честные, жесты почтительные, соединения рук, как при аплодисментах, или когда кого-нибудь хвалят, коленопреклонение с головой, поднятой вверх, как при обожании, сообщаются с Юпитером. С Марсом сообщаются жесты резкие и гордые, свирепые, жестокие и те, которые отличаются гневом. Жесты солнечные есть жесты отважные, почтительные и тому подобное, так же, как прогулки и преклонения колена перед королем. Жесты, соответствую­щие Венере, есть танцы, объятия, смешки, лица приятные и радостные. Жесты непостоянные, ловкие, похотливые и др. соответствуют Меркурию. Каковы жесты, таковы и лица людей; так Сатурн отмечает человека цветом черным и желтым, худобой, сутулостью, грубой кожей с толстыми венами, волосатостью, маленькими глазами со сросшимися бровями, маленькой бо­родой; человека, который взоры опускает вниз, который имеет грузную, тяжелую и грубую поступь, человек, остроумный, мятежный, кровожадный и убийца.

Юпитер означает человека белого цвета, который имеет признаки ру­мянца, с красивым телом, роста высокого, лысого, имеющего глаза боль­шие, не совсем черные, с широким зрачком, с нервными ноздрями, с нес­колько крупными передними зубами, с курчавой бородой, добросердечного и добронравного. Марс делает человека красным, с рыжей бородой, круг­лым лицом, коричневыми глазами, с ужасным пронизывающим взглядом, или живым, смелым, веселым, великолепным и тонким.

Солнце делает человека темного цвета - между коричневым и черным, тем не менее красивого цвета; маленького роста, не имеющего раститель­ности на теле, лысого, с глазами коричневыми, мудрыми, верными, любя­щего похвалы. Венера отмечает человека, украшенного красотой с прек­расной шевелюрой, имеющего красивые глаза самой большой черноты, с красивым телом, с красивым и круглым лицом, доброго нрава, очень дру­желюбного, доброжелательного, терпеливого и веселого.

Меркурий означает человека, который ни очень бел, ни темен, с длин­ным лицом, с высоким лбом, который имеет красивые, не совсем темные глаза, с прямым несколько длинным носом, имеющего длинные пальцы, ост­роумного, любопытного и великого обследователя, любителя разных аван­тюр. Луна метит человека белым, смешанным с красным, с красивой фигу­рой, с лицом круглым и покрытым крапинками, имеющего глаза не совсем темные, брови сросшиеся, доброжелательного и общительного. Знаки Зоди­ака и их лица имеют также свои фигуры, и чтобы их знать, нужно искать в книгах по астрологии. От этих фигур и жестов зависят физиогномия, метопоскопия, искусство гадания и хиромантия, т.к. они предсказывают вещи будущие, не как причины, но как знаки, посредством эффектов им соответствующих и имеющих отношение к ним, происходящих от той же при­чины.

Глава пятьдесят третья

О ДЕВИНАЦИИ И АВГУРАХ.

С древних времен существовали различные типы девинации - гаданий, ко­торые были так популярны, что государственные деятели различных стран прибегали к гаданию перед каждым крупным политическим и военным собы­тием. Боги, посредством особых знамений, выражали свою волю, людям же оставалось лишь растолковать эти знамения. Существует много видов де­винаций: гадание по животным, по полету птиц, по грому и молнии, по падению какого-либо предмета в храме или другом месте, по приносимым жертвам. Авгуры - жрецы улавливали поданные божеством знаки и толкова­ли их.

Михаил Скот насчитывает двенадцать видов авгурий - предсказаний: фернова, ферветус, конфорт, аппонаит, соннасарветус, - эти шесть видов предсказаний относились к правой стороне. Шесть других относятся к ле­вой стороне: конфернова, конфервертус, вьяр, геренна, скассарнова и скассарветус.

Фернова есть авгур, когда выходят из дома, чтобы что-нибудь сделать и встречают человека, который проходит или птицу, которая пролетает с вашей левой стороны, это знак успеха для дела. Фарветус есть авгур, когда встречают человека или птицу, при выходе из дома, чтобы сделать какое-либо дело. Они останавливаются перед вами с вашей левой стороны, это знак неуспеха для дела. Вьяр есть авгур, когда встречают птицу или человека на своем пути, которые проходя или пролетая, проходят перед вами и следуют к вашей правой стороне, поворачиваются к вашей левой стороне и теряются или исчезают из вида; это знак успеха для дела. Конфернова есть авгур, когда находя первым человека или птицу, которые уходят или улетают, и которые останавливаются перед вами с вашей пра­вой стороны - это добрый знак для успеха предприятия. Конферветус, когда встречают первым человека или птицу, которые, когда вы их види­те, наклоняются к вашей правой стороне - это скверный знак для дела. Соннасарнова есть авгур, когда человек или птица идут позади вас, и когда они вас минуют и останавливаются, и вы их видите с вашей правой стороны - это хороший знак. Соннасарветус есть авгур, когда вы видите человека или птицу сзади вас, которые останавливаются с вашей правой стороны - это плохой знак. Скассарнова, когда вы видите человека или птицу позади вас перед тем, как они направятся к вам, или вы пойдете в их сторону, и они останавливаются, когда вы их увидите - это добрый знак. Скассарветус, когда видите человека или птицу, которые проходят или останавливаются справа налево - это скверный знак. Аппонант, когда человек или птица идет слева, проходя направо, и исчезают на глазах, не останавливаясь - это добрый знак. Геренна есть авгур, когда человек или птица идут справа, проходя позади вас налево, и вы их видите отды­хающими где-либо - это скверный знак. Вот что говорит Скот.

Древние гадали также по чиханию, о котором дает упоминание еще Го­мер в своей седьмой книге Одиссеи, т.к. они рассматривали его, как ис­ходящее из священного места, а именно из головы, которая содержит силу понимания; вот почему говорят, что все, что приходит на мысль, когда поднимаются утром или то, что говорится, есть предсказание и авгур.

       

     

1 2 3 4
 

Copyright © Просветитель Все права защищены

Связь

 

Сайт основан 30 марта 2006 г.

Сайт управляется системой uCoz