Главная Философия Религия Магия Атеизм
Психология Классика Мистика Форум Гостевая

 

http://prosveshenie.net: Добро пожаловать на сайт Просвещение! Заходите к нам на портал, и приводите своих друзей. На нашем сайте вы получите массу интересных впечатлений!

Генрих Корнелий Агриппа
ОККУЛЬТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
 
Страницы:
 
1 2 3 4
 

    

. Вот, что заставляет их гово­рить, что женщина, которая принимает много месяцев мочу мула, или что-либо, что было погружено в нее, не сможет зачать. Когда хотят ра­ботать над приданием какого-либо свойства или качества, нужно искать животных или те вещи, в которых это качество находится наиболее совер­шенно, и от них нужно взять часть в том месте, где это качество в наи­большей силе; так, когда хотят заставить себя полюбить, нужно искать какое-либо животное из тех, которые более всего любят; например, голу­бя, горлицу, воробья, ласточку и трясогузку; нужно взять орган или части тела, в которых более всего доминирует аппетит Венеры, как-то в сердце, яичках, матке, мужском члене, сперме менструальных выделениях, и нужно это сделать, когда эти животные наиболее разгорячены или наи­более расположены к соитию, т.к. в этом случае они возбуждают и дают преимущество в любви. Также, чтобы придать себе больше смелости, нужно взять глаза, сердце льва или лоб льва, или петуха. Кто-либо, носящий на себе сердце ворона не спит вовсе, пока не отбросит его, голова ле­тучей мыши, будучи высушенной и привязанной к правой руке того, кто хочет бодрствовать, производит тот же эффект, лягушка или сова застав­ляют много говорить, - у них надо прежде всего брать язык и сердце; а поместив язык лягушки под голову спящего человека, заставляют его гре­зить и говорить во сне. Говорят, что сердце совы, положенное на левую грудь женщины, когда она спит, заставляет ее раскрыть все секреты; го­ворят также, что сердце совы и сало зайца делают то же самое, если по­ложить их на грудь спящего. Также, животные, которые долго живут, спо­собствуют жизни и все вещи, которые имеют свойство обновляться, спо­собствуют обновлению и омоложению наших тел, что медики делали многок­ратно; это - очевидно относительно гадюк и змей; таким образом и Фе­никс возрождается из собственного пепла; Пеликан имеет то же свойство, помещая свою ногу в теплый навоз в течение трех месяцев, в процессе которых навоз возрождает Пеликана. Посредством этого врачи, готовя змей с черемицей и некоторые составы из мяса и тел определенных живот­ных этого вида, дают возможность омолодиться и возвращали иногда моло­дость, как это обещала Медея старому Пелию, и которому она ее возвра­тила. Считается, что высасывая совсем свежую кровь, вытекающую из раны медведя, и принимая ее порциями, восстанавливают силы тела, т.к. это очень сильное животное.

Глава шестнадцатая

КАКИМ ОБРАЗОМ ДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПЕРЕДАЮТСЯ ОТ

ОДНОЙ ВЕЩИ К ДРУГОЙ, И КАК ОНИ ВЗАИМНО СООБЩАЮТСЯ.

Следует знать, что вещи естественные имеют столько совершенства, что могут не только совершать всякие явления, которые приближаются к ним, но еще и передают им свойство во всем подобное их свойству, которое те также сообщают всем остальным вещам, как мы это видим у магнита, како­вой камень не только притягивает железные кольца и цепи, но и передает им свое свойство, благодаря которому они могут делать те же эффек­ты,которые можно наблюдать, и о которых сообщают Август и Альберт. Вот почему говорят, что распутница или проститутка, которая имеет опреде­ленную и безграничную дерзость и нахальство, заражает этой особен­ностью или качеством всех, кто близок с ней, и которые затем сообщают его другим. Поэтому же и говорят, что, надев платье или рубашку подоб­ной женщины или пользуясь зеркалом, куда она ежедневно смотрелась, становятся дерзкими, неустрашимыми, развратными и распутными. Так же и полотно, служившее на похоронах, принимает некое сатурническое качест­во и грусть, а веревка повешенного имеет также чудесные свойства. Так же, как сообщает Плиний, если распластать на земле ящерицу, выколов ей глаза, и поместить ее в стеклянный сосуд вместе с кольцами и цепями из железа или твердого золота, и как только станет ясно, что ящерица вновь видит цепи, или кольца, то вынув из сосуда пользуются ею для изгнания и предотвращения гноетечения из глаз.

Глава семнадцатая

КАК МОЖНО ПОЗНАВАТЬ И ИСПЫТАТЬ СВОЙСТВА ВЕЩЕЙ ПО ИХ

СОГЛАСИЮ И ИХ ПРОТИВОРЕЧИЮ.

Ныне остается рассмотреть, как все вещи имеют соответствие и противо­положность. Есть вещи, которые вызывают боязнь и ужас, являясь врагом человека и разрушая его, и, напротив, есть вещи радующие, доставляющие удовольствие и укрепляющие его. Так, в элементах огонь противоположен воде, воздух - земле, тем не менее они подходят друг другу, также в телах небесных Меркурий, Юпитер, Солнце и Луна - друзья Сатурна, Мар­са, Венеры - ему противоположны; все планеты, за исключением Марса, - друзья Юпитера, и все они ненавидят Марс за исключением Венеры, Юпитер и Венера любят Солнце; Марс, Меркурий и Луна - противоположны, они все любят Венеру, за исключением Сатурна; Марс и Меркурий являются врага­ми. Есть и другая неприязнь и противоположность звезд, т.к. они имеют противоположные страны, как Сатурн - Солнцу и Луне, Юпитер - Меркурию, Марсу и Венере; и противоположность и неприязнь тем более велики, чем они выше и противоположнее, как у Сатурна и Юпитера, Венеры и Мерку­рия; но дружба наиболее велика у тех,которые имеют ту же природу, ка­чество, субстанцию, мощь и свойство, как Марс и Солнце, Венера и Луна, также Юпитер и Венера, и те, что имеют экзальтацию там же один и дру­гой, являются друзьями, как у Сатурна и Венеры, у Юпитера и Луны, у Марса и Сатурна, у Солнца и Марса, у Венеры и Юпитера, у Луны и Вене­ры; и каков способ неприязни и противоположности тел высших, таковы и наклонности вещей телесных, подчиненных им, которые мы видим здесь внизу. Их привычки, дружба и неприязнь есть ни что иное, как опреде­ленные наклонности, которыми вещи обладают взаимно, одни в отношении к другим, желая ту или другую вещь, когда они ею не обладают, и располо­женные ее желать, т.к. она не мешает найти покой и удовольствие в об­ладании ею, избегая от своей противоположности, испытывая перед ней ужас, не находя никакого удовольствия, покоя и удовлетворения в обла­дании ею. На основании этого мнения Гераклит утверждал, что все совер­шается по противоположности и дружбе. Итак, склонности тел раститель­ных и минеральных подобны тем, которые имеет магнит к железу, которое он притягивает, изумруд - к богатству, яшма - к производительности и размножению, агат - к красноречию; также цветок Bithume; имеется Под­робная склонность между пальмой мужской и пальмой женской, которые сначала прикасаются ветками друг к другу, затем сгибаются и обнимают­ся, и женская пальма не приносит плодов без мужской; одно миндальное дерево ничего не производит; виноград любит вяз и опиум; оливковое де­рево и мирт любят друг друга взаимно и обоюдно; маслина и смоква также любят друг друга. А у животных находят дружбу между дроздом и певчим дроздом, между вороной и скворцом, между павлинами и голубями; между горлицами и попугаями. Вот что говорит Сафо в своих стихах о павлинах; "и белые голуби забавляются часто с павлинами разных цветов, а зеленый попугай любит черную горлицу". Таким же образом являются друзьями ра­кушка и кит. Существует дружба не только у животных, но и у других ве­щей, такими являются металлы и растительные тела; так кошки любят рас­тения диких полей Pacliot Saovoge и говорят, что когда они трутся об него, то они оплодотворяются, и что оно заменяет самца. А кобылы Кана­цоса представляются дуновению ветра, и это дуновение, благодаря своей прелести, заставляет их зачать. Также лягушки, жабы, змеи и все полза­ющие животные и насекомые любят траву, которая называется пчелиный рис, о которой врачи говорят, что от нее умирают, когда ее едят сме­ясь; также черепаха, если она была укушена змеей, то она лечится, пое­дая майоран (дущицу), укрепляется и поправляется. И лебедь, подобно этому, съев змею, находит противоядие и возвращается к жизни. А ласка, сразившись с птицей королек, ест руту душистую, благодаря чему мы зна­ем, что душица и рута душистая свойственны противоядиям. Вот почему у некоторых животных находят способность или силу устранять болезни. Так, например, жаба, почувствовав укус какого-либо другого животного или отравление, идет искать руту душистую или шалфей, чтобы ими нате­реть рану и таким путем уберечься от яда. Так люди узнали от зверей многие лекарства и свойства вещей; ласточки дали им знание того, что трава чистотел хороша при болезнях глаз, т.к. они пользуются ею для лечения глаз у своих малышей; а когда сорока чувствует себя больной, она несет в свое гнездо лавровый лист и лечится; также дикие голуби, сойки, куропатки и дрозды прогоняют скуку, которая на них нападает ежегодно, с помощью листьев лавра. Вороны ими пользуются также для ле­чения от яда хамелеона; а когда у льва лихорадка, он лечится, съедая обезьяну. Удод, болеющий от того, что поел виноград, лечится сухост­рельником или волосами Венеры. Также, олени показали траву ясенец, имеющую свойство выводить стрелы из тела, т.к. будучи раненными, они едят эту траву и заставляют их выйти. Козы Киндии делают то же самое; а лани несколько послабляют кишечник перед родами с помощью травы, ко­торая называется Большая камнеломка (бадан); те, которых кусали пауки, лечатся, поедая раков. Когда слоны поедают хамелеона они едят маслины; медведи, будучи ранены мандрагорой едят муравьев; гуси, утки и другие водяные птицы не пользуются никакими лекарствами, кроме травы, называ­емой Cparguete или Aparitoire; голуби, горлицы и куры пользуются той же травой, журавли пользуются камышом; кабаны пользуются плющом, лани

- артишоками.

Глава восемнадцатая

О СКЛОННОСТЯХ К ВРАЖДЕ.

В противоположность к этому есть и склонности к вражде и эти склон­ности есть как бы ненависть и отвращение, которые естественно имеют или чувствуют в себе вещи к другим вещам, каковы гнев и возмущение, или абсолютная противоположность, заставляет бежать от нее, или ста­раться овладеть спокойствием.

Среди животных крысы и ласки сильно ненавидят друг друга, вот поче­му уверяют, что если потереть сыр мозгом ласки, крысы к нему не подой­дут, и что они совсем не вредны для запасов человека. Стеллион (пест­рая ящерица) - некое ядовитое животное, похожее на ящерицу, - настоль­ко противоположно скорпиону, что они дрожат, как только увидят друг друга, и это вызывает у них спячку с холодным потом; существует еще большая антипатия между скорпионами и крысами, вот почему говорят, что поместив крысу на место, укушенное скорпионом, она его лечит; скорпио­ны, змеи (аспиды) и индийские крысы противоположны и враги. Говорят даже, что вовсе нет животных, которые были бы столь противоположны, как раки и змеи, и что свиньи, укушенные змеями, лечатся съедая рака; и когда солнце находится в знаке рака, змеи скручиваются; скорпион и крокодил также дерутся друг с другом; а если тронуть крокодила пером некой египетской птицы, называемой солнечная птица, которая поедает змей, то он становится обездвиженным; птица дрофа улетает при виде ло­шади; а олень убегает тотчас, как увидит гадюку, слон испытывает страх, когда он слышит хрюканье свиньи, так же как и львы, когда они видят петуха. Пантеры совсем не трогают того, кто натерся соком кури­цы, особенно когда она сварена с крыльями внутри. Также существует ан­типатия между лисами, лебедями, быками и воронами; подобно этому среди птиц существует вечная война между воронами и совами, коршунами и во­роном бикутус и пагрой (рыба). Среди водных животных дельфины и киты, мурена и морской угорь противоположны, говорят также, что пантеры бо­ятся гиены так, что они могут ей сопротивляться или поразить ее тело или кожу, или даже притронуться к ним, если взять шкуру одной и дру­гой, можно заставить упасть шерсть пантеры; и Гор-Апполон говорит, ес­ли предварительно надеть на себя шкуру гиены, то можно легко проходить среди среди вооруженных врагов, никогда не будучи раненным, и неустра­шимо; также ягненок плохо согласуется с волком, испытывая перед ним ужас, страх и убегая от него, и говорят,что пока хвост, голова или шкура волка находятся в стойле, овцы печалятся и совсем не едят, т.к. слишком боятся; а Плиний сообщает, что Езалом, являющийся маленькой птичкой, на птенцов которой часто нападают лисы, разбивая яйца воро­нов, берет их против лисиц, и что вороны, заметив нападение, подают им помощь против лисиц, и что вороны друзья этой маленькой птички. Щегле­нок, маленькая птичка, которая живет в терновнике, ненавидит ослов, которые едят цветы терновника; а Эгитус очень маленькая птичка, нас­только противоположна ослу, что их кровь не может существовать вместе, и, если осел согреет яйца этой маленькой птички, то птенцы погибнут. Существует такая антипатия между маслиной и распутной женщиной, что говорят, если она посадит маслину то та останется бесплодной или со­вершенно засыхает; лев ничего так не боится, как зажженных и пылающих факелов, и считается, что его можно укротить только с их помощью, а волк не боится ни железа, ни копья, но боится камня, т.к. камень при­чиняет ему рану, в которой образуются черви, лошадь до того боится верблюда, что не может смотреть на него и видеть его морду; слон в ярости успокаивается при виде овна; уж боится обнаженного человека и преследует его, когда он оденется. Горячность быка, находящегося в ярости, укрощают, призывая и привязывая его к смоковнице; амбра прив­лекает все, за исключением травы, которая называется козье драже, и всего того, что было натерто маслом, к которому она имеет естественное отвращение.

Глава девятнадцатая

КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ЗНАТЬ И ИСПЫТЫВАТЬ В ВЕЩАХ СВОЙСТВА,

КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С ЧЕМ-ТО ОСОБЕННЫМ БЛАГОДАРЯ ИНДИВИДУ.

Кроме того, нужно разбирать свойства в определенных вещах, которые простираются на весь вид, или по всему виду, как смелость и храбрость, или пожирание у волка, робости у зайца и ягненка, хитрость и тонкость в устройстве козней у лисы, льстивость собаки, скупость у вороны, гор­дость у лошади, гнев у тигра и кабана, грусть и меланхолия у кошки, сладострастие у воробья, а также все остальное, т.к. самая большая часть свойств следует видам. Есть и другие свойства в вещах от индиви­дуальности; так есть люди, которые бояться кошек настолько, что не мо­гут на них смотреть без сильного отвращения, которое присуще им отнюдь не как видовое человеческое свойство; а Авиценна сообщает, что в его время был человек, от которого удалялись все, кто имели яд, а все ос­тальные умирали, будучи укушенными ядовитыми животными, а он оставался бесчувственным к яду. А Альберт говорит, что он видел в Кельне девоч­ку, которая ела пауков и очень хорошо питалась ими. Также находится смелость в распутнице и робость в воре. Вот почему философы говорят, что индивидуум или тело, которое никогда не были больны, очень спо­собствует лечению всех видов болезней; и по этим соображениям они го­ворят, что лицо мертвого человека, который никогда не имел лихорадки, помещенное на больного, лечит его от четырехдневной лихорадки. Индиви­дуумы имеют еще много странных свойств, которые влиты в них небесными телами и которые мы будем рассматривать впоследствии.

Глава двадцатая

СУЩЕСТВУЮТ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ ВО

ВСЕЙ СУБСТАНЦИИ ИНДИВИДА И В КАКИХ-ЛИБО ЧАСТЯХ ИЛИ ЧЛЕНАХ ДРУГИХ.

Еще следует рассмотреть то, что свойства вещей находятся в некото­рых индивидуумах во всем или во всей субстанции, или во всех частях, как в маленькой рыбке из рода прилипал в рыбе держиладья, которая ме­шает ходу судов. Рыбка делает это не какой-либо одной главной частью своего тела, но всей своей субстанцией; также гиена во всей своей субстанции имеет такое свойство, что собаки, приближаясь к ее тени, умолкают. Также чистотел лечит болезни глаз не какой-либо из своих частей, но всем тем, что составляет его существо, и корнем - не менее, чем листьями и семенами. Но есть свойства, которые существуют только в каких-либо частях вещей, а именно, только в языке или глазах, или ка­ких-либо членах и частях; так в глазах василиска есть очень сильное свойство умерщвлять людей, как только эти животные их увидят, подобное свойство находится в глазах гиены, т.к. тотчас она взглянет на ка­кое-либо животное, оно не может двигаться и становится совершенно ог­лушенным. Подобное свойство находится в глазах некоторых волков, кото­рые лишают дара речи тех, на кого они посмотрели и оглушают их, как говорит Вергилий: "Марис потерял голос потому, что волки на него пос­мотрели впервые".

В Тартарии, в Иллирии и у Тарибаллов есть женщины, которые умерщ­вляют всех тех, на кого они смотрят в гневе. Также женщины, населяющие Родос, посредством своего взгляда все изменяют к худшему, вот почему их затопил Юпитер. Колдуны в качестве приспособлений для глаз пользу­ются глазами животных для совершения колдовства. Также муравьи убегают от сердца удода, но не от головы, ног или глаз; также говорят, что нить одного вида ядовитых пауков, погруженная в воду, заставляет прий­ти ласок, но хвост или голова этого паука не делают этого. Козья пе­чень, заключенная в бронзовый сосуд в земле, заставляет приходить ля­гушек, но противна бабочкам и моли; а собаки бегут от тех, которые но­сят с собой сердце собаки, а лисы вовсе не трогают кур, которые ели лисью печень. Так многие вещи имеют различные свойства, которые раз­лично распределены в различных частях тела, так как они им были влиты сверху, следуя различному содержанию частей, их принимающих; так в те­ле человеческом кости получают только жизнь, глаза - зрение, уши - слух. Есть в человеческом теле одна маленькая кость, толщиной с горо­шину, которая не ломается и не боится огня и не может быть им уничто­жена, но которая всегда сохраняется целиком и которая, говорят, возро­дит наше животное тело при воскрешении мертвых, как растение из семе­ни, но эти свойства узнают только из опыта.

Глава двадцать первая

О СВОЙСТВАХ, КОТОРЫЕ ВЕЩИ ИМЕЮТ ПРИ ЖИЗНИ, И СВОЙСТВАХ,

КОТОРЫЕ ИМ ОСТАЮТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ.

Еще нужно знать, что есть некоторые свойства, которые сохраняются только в течение их жизни, и что есть другие, некоторые свойства, ко­торые пребывают в них даже после смерти. Архит говорит также, что беря сердце, свежеизвлеченное из тела животного и совсем теплое и живое и, помещая его на теле человека, у которого четерехдневная лихорадка, вы­лечивают его. Так же, принимая сердце удода, ласточки, ласки или кро­та, сердце живое, трепещущее, способствует укреплению памяти, вообра­жения и понятливости. Главное правило для всего этого - все вещи, ко­торые берут у животных, как-то камни, члены, экскременты, шкуру, когти и т.д. нужно брать у этих животных, пока они еще живы, и, здесь надо сказать, если возможно, чтобы они жили еще после этого. Вот почему ре­комендуют тому, кто хочет взять язык лягушки, отпустить ее после уда­ления языка живой в воду; а взяв зуб или глаз у волка, не убивать его и т.д. Демокрит учит нас этому секрету - брать язык у живой морской лягушки, не трогая у нее других частей тела, и бросив ее в море, поло­жить этот язык на то место у спящей женщины, где бьется сердце, и та­ким образом заставляют ее отвечать правду обо всем, что ее спросят. Также, привязывая глаза лягушки до восхода солнца к телу больного, обеспечивают выздоровление от трехдневной лихорадки, а эти глаза, свя­занные с мясом соловья в коже оленя, заставляют бодрствовать и мешают спать. Говорят также, что правый глаз змеи, оставленной живой, привя­занный к флюсу, лечит его, а глаз, извлеченный у рыбы или морской змеи, лечит офтальмию, но больной не улучшит своего зрения, если не оставить в живых рыбу или змею. Также все зубы змей, когда их извлека­ют при жизни, помещенные на больного четырехдневной лихорадкой, лечат его. А извлекая все зубы у живого крота, лечат все болезни зубов. Со­баки совсем не лают на тех, кто носит или имеют при себе хвост ласки, оставленной в живых. И Демокрит говорит, что язык хамелеона, вырванный у живого животного, служит для того, чтобы иметь благоприятные сужде­ния, и что он еще хорош при родах, если его держать около дома, но нужно остерегаться вносить его в дом, т.к. это будет губительно. Су­ществуют еще свойства вещей, которые остаются после их смерти, не пе­реставая совершать замечательные эффекты. Так в травах и растениях, которые вырваны и высушены, остается их сила и свойство, которое было заложено в них, производя свои действия. Отсюда происходит то, что перья орлиных крыльев разрушают и поглощают все перья и крылья других птиц, т.к. живой орел выше ч превосходит всех других птиц. Таким же образом шкура льва поглощает все остальные шкуры, а шкура гиены разру­шает шкуру пантеры; шкура волка разрушает и поглощает шкуру ягненка. И есть вещи, которые совершают эти эффекты не только на телах, но даже на гармонии звука: тамбурин, сделанный из шкуры волка, мешает звучанию другого, сделанного из шкуры ягненка. Таким образом тамбурин, сделан­ный из кожи морского Ericius, заставляет убегать всех животных, кото­рые ползают в пределах досягаемости звука, а струны инструментов, сде­ланных из кишки волка, соединенные со струнами, сделанными из кишки овец в лютне или гитаре, не смогут извлечь никакого благозвучия и не дают никакого звука.

Глава двадцать вторая.

КАК НИЗШИЕ ВЕЩИ ПОДЧИНЕНЫ ВЫСШИМ И НЕБЕСНЫМ, И КАКИМ

ОБРАЗОМ ТЕЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ЗАНЯТИЯ ЛЮДЕЙ И ИХ НРАВЫ

ПРОИСХОДЯТ ИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗВЕЗД И ЗНАКОВ ЗОДИАКА.

Все вещи низшие подчинены высшим, и они встречаются определенным обра-

зом одни в других,  как говорит Прокл,  а именно, высшие - в низших, и

низшие - в высших,  что есть в вещах на земле,  находится в небе, но в

качестве их причины. А вещи, что есть в небе, есть на земле, но земным

образом.  Вот почему мы говорим,  что здесь есть существа солнечные, а

другие - лунные,  в которых солнце и луна причиняют нечто от своих со-

вершенств. Таким образом вещи получают многие действия и качества, по-

добно действию звезд и созвездий, которым они подчинены. Мы знаем, что

все солнечное совершает соответственно действия в сердце и голове, по-

тому что место нахождения или дом солнца есть лев, а овен - экзальта­ция. Также знаки Марса распределяется в голове и яичках, по причине овна и скорпиона. Вот почему, когда дрожит тело и болит голова у тех, кто кутил, им нужно окунуть яички в свежую и холодную воду и помыть их уксусом, - это лучшее лекарство. Но нужно знать, как в человеческом теле распределены планеты и знаки зодиака. Итак, следуя традиции ара­бов, солнце - ведает мозгом и сердцем, бедром, костным мозгом, правым глазом и жизненным духом. Меркурий ведает языком, ртом и другими инст­рументами или органами чувств как внешними, так и внутренними; кистя­ми, ногами, нервами и свойством фантазии. Сатурн имеет селезенку, пе­чень, желудок, мочевой пузырь, матку, правое ухо, и свойство восприни­мающее. Юпитер - печень, наиболее мясистую часть желудка, живот и пу­пок; вот почему древность представляла пупок в храм Юпитера - Аммона; есть и такие, которые присваивали ему помимо этого боковые стороны груди, кишки, кровь, руки, правую кисть и натуральное свойство. Марс владеет кровью, венами, почками, хилусом, желчью, ноздрями, спиной, излиянием спермы, свойством раздражительности и страстями. Венера вла­деет почками, яичками, мужским членом, маткой, способностью совокупле­ния, мясом, жиром, полнотой, низом живота, пупком, - всем тем, что служит в работе Венеры, как и сакральной костью, позвоночником спины, нижней частью спины, называемой поясницей, и, помимо этого, головой и ртом, которые целуют при любви. И хотя луна распределяется по всему телу, по всем членам, тем не менее, благодаря разнообразию знаков, ей отводят особо мозг, легкие, костный мозг спинного позвоночника, желу­док, месячные у женщин, все выделения, левый глаз и силу роста, Гермес говорит, что есть семь отверстий в голове животного, распределенных между семью планетами, а именно: правое ухо - Сатурн, левое - Юпитер, правая ноздря - Марс, левая - Венера, правый глаз - Юпитер, левый - Луна, а рот - Меркурий.

Также каждый знак зодиака осуществляет заботу о своих членах. Так Овен управляет головой и лицом; Телец - шеей; Близнецы - руками и пле­чами. Рак владеет грудью, легкими, желудком и мышцами, или мясистыми частями рук; Лев владеет желудком, печенью и спиной; Дева блюдет внут­ренности и основание желудка; Весы управляют почками, наружной частью бедер и ноздрями; Скорпион - гениталиями, мужским членом и маткой; Стрелец покровительствует наружной части бедер, ногтями и кишками; Ко­зерог управляет коленями; Водолей - действует с бедрами и ногами. Воз­действуя на один орган, можно вылечить другой, так, согревая себе но­ги, обрывают боль в животе. Будем знать, помня этот порядок, что вещи, которые подчинены какой-нибудь из планет, имеют особое отношение или склонность к членам тела, приписываемым той же планете, и особенно к ее домам и экзальтации; в то же время как другие достоинства - трипли­ции, термы и фасы принимают в этом незначительное участие. Поэтому пи­он - цвета лимона, гвоздики, корка лимона, майоран, корица истинная, шафран, кусты алоэ, ладан, амбра, мускус, и, отчасти, мирра лечат го­лову и сердце по причине солнца, овна и льва. Так подорожник, трава Марса, служит для лечения головы и яичек. Признаки предметов Сатурна наделяются грустью и меланхолией, а Юпитера - радостью и почестями, признаки Марса - смелостью в ссорах и гневом, а Солнце - славой, побе­дой и отвагой, признаки Венеры - любовью, сладострастием и похотью, знаки Меркурия - красноречие, знаки Луны - вульгарность. Нравы и заня­тия людей распределяются и делятся согласно планетам; так Сатурн уп­равляет старцами и монахами, меланхолиями, спутанными сокровищами и тем, что приобретается благодаря долгим поездкам. Юпитер управляет благочестивыми или набожными, прелатами, королями, герцогами и началь­никами и достоянием, приобретенным законно и честно. Марс управляет цирюльниками, кондитерами, солдатами, которых обычно называют людь­ми-марциалами; также и остальные звезды отмечают каждого своим дейс­твием, описание чего находится в книгах по астрологии.

Глава двадцать третья

КАК МОЖНО УЗНАТЬ, ОТ КАКИХ ЗВЕЗД ЗАВИСЯТ НАТУРАЛЬНЫЕ ВЕЩИ

И ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ПОДЧИНЕНЫ СОЛНЦУ.

Очень трудно узнать, какие вещи каким звездам и знакам зодиака подчи­няются; тем не менее это узнают у одних вещей по подражанию высшим лу­чам, движению и фигуре, у других - по их цветам и запахам, а у некото­рых - по эффектам их действий, которые соответствуют определенным звездам. Вот те из элементов, которые являются солнечными: огонь и блестящее пламя; среди соков - кровь и, более чистый, жизненный дух; среди вкусов - те, которые остры и едки и сильно смешаны со сладостью; среди металлов - золото по причине его цвета и блеска, и оно содержит в себе солнечное свойство быть комфортативным; среди камней - те, ко­торые имитируют лучи солнца, отражая золотые искры, как аэрит, которые соответствует солнцу, или имитирует его, отбрасывая подобный вид искр, и лечит болезни дряхлости и от яда; также - камень, называемый глаз солнца, т.к. он имеет вид зрачка глаза, в середине которого появляется луч - он укрепляет мозг и соединяет воедино зрение. Существует здесь также карбункул (темнокрасный рубин), которые светится ночью и предох­раняет от испарений и ядов, исходящих из воздуха, также - камень хри­золит, который имеет слабый зеленый светящийся цвет, в котором, когда он выставлен на солнце, чудится золотая звезда. Он укрепляет ум, успо­каивает астму, а прикрепленный к левой руке, он снимает сновидения, видения, кошмары и безумие и возвращает здравый смысл. Камень ирис, цвет которого подобен хрусталю, и который часто бывает гексагональным, будучи выставлен отчасти на солнце, отчасти в тени, собирает солнечные лучи в себе, и, отражая, отбрасывает их, делая радугу на противополож­ной стене. Также, камень гелиотроп или подсолнечник зеленый со звезд­чатыми красными капельками дает постоянство, славу и добрую репутацию тому, кто его носит, и он имеет в лучах солнца столь замечательные свойства, что как будто превращается в кровь. Если его натереть тра­вой, которая носит то же название, и положить в сосуд, полный воды, то он приобретает такие свойства, что будет ослеплять людей, которые не смогут видеть того, кто носит этот камень. Альберт Великий и Гильом Парижский подтверждают эти свойства травы и камня. Гиацинт также имеет от солнца способность против яда и поветрия чумы; он делает того, кто его носит уверенным, приятным или грациозным; он способствует приобре­тению богатств и ума; он укрепляет сердце, когда его (камень) держат во рту; он сильно радует дух. А камень пирофилос, смешанно красный, о котором Эскулап сообщает в книге своих посланий Октавиану Августу, и следуя свидетельству Альберта, - это яд столь холодный, что он мешает сердцу мертвого человека сгореть или разложиться (?), так что помещая его в огонь и сохраняя его там некоторое время, оно превращается в ка­мень; и поэтому он берет свое имя от огня (пирофилос). Он имеет заме­чательный способ борьбы против всякого вида ядов и он делает тех, кто его носит славными и грозными для врагов. Среди прочих, есть солнечный камень, который привлекает к себе другие камни, как магнит железо; он очень эффективен против всякого рода ядов, и называется "пантера" из-за своего вида, похожего на это животное, и еще потому, что он раз­ноцветный. Аарон называет его Эвантум. Есть еще другие солнечные кам­ни, каковы - топаз, рубин. Есть еще множество солнечных вещей, такие, как мышьяк, и такие, которые имеют цвет и блеск золота. Среди растений и деревьев солнечными являются те, которые поворачиваются к солнцу, как подсолнечник, и те, которые переворачивают или закрывают свои листья с удалением солнца (заходом), и которые их мало-помалу открыва­ют или протягивают, когда солнце восходит; так лавр, листья и вид это­го деревца, показывают, что он солнечное растение; также пион, чисто­тел, лимонное дерево, имбиры, ясенец, вербена, которая позволяет га­дать, предсказывать и прогонять демонов; лавр, кедр, пальма, ясень, плющ, виноград и те, которые предохраняют от молнии и не бояться суро­вых зим посвящены Юпитеру. Следующие снадобья являются также солнечны­ми: мята или лаванда, мастика, цытварь, шафран, бальзам, амбра, мус­кус, желтый мед, кусты алоэ, гвоздика, истинная корица, перец, ладан, майоран и розмарин, который Орфей называет Солис Тимиана. Среди живот­ных солнечные те, которые великодушны, отважны, и которые любят победу и славу: лев - царь зверей, крокодил, рысь, баран. Кроме того, солнеч­ными являются кинокефал, который лает в течение дня 12 раз через час и мочится 12 раз через час в равноденствие, и делает те же самые дейс­твия в течение ночи; вот почему египтяне гравировали его на водных ча­сах.

Среди птиц солнечной является птица Феникс, которая существует в единственном числе в своем виде и есть царь птиц; и те, которые гимна­ми или пением как бы аплодируют восходу солнца и, так сказать, призы­вают его и пробуждают, как петух, ворон и ястреб. Кроме этого - все, что имеет некоторое сходство в своих действиях с действиями солнца, как ночные светляки, навозный жук, который имеет светящийся вид, назы­ваемый скарабеем, скатывающий и носящий шарики или пилюли и спящий на них. Из всех рыб солнечной является прежде всего нерпа (тюлень), кото­рая устойчива против молнии; также раковины камнеточец, блестящие ночью и при звездах по причине их жгучего жара и потому, что они носят жемчужины, и когда их высушат, они превращаются в камень цвета золота.

Глава двадцать четвертая

О ВЕЩАХ, ЗАВИСЯЩИХ ОТ ЛУНЫ.

Среди элементов, которые зависят от луны, находятся земля, вода, как морская, так и речная, и все, что влажно - соки растений и живот­ных, в особенности тех, которые белы, как белизна яиц, сало, пот, слизь и излишки тела, что касается вкуса - соленые и безвкусные.

Среди металлов - серебро. Среди камней - хрусталь, серебристый мар­касит и все те, которые белые и зеленые. Также - камень селенит, так сказать, лунный, прозрачно-белый камень, имеющий блеск или цвет меда, подражающий движению луны, имеющий ее вид и показывающий каждый день ее рост и ущерб. А еще жемчужины, которые происходят от падения звезд; хрусталь и берилл.

Среди лунных растений, - селенотропион, который поворачивается к луне, как подсолнечник к солнцу, пальма, которая пускает ветви при каждом подъеме луны; иссоп (синий зверобой). Оливковое дерево является бесспорным агнцем или деревом целомудренным и чистым; трава chirosta­res, которая растет и ущербляется, как луна, а именно, в субстанции и числе листьев, а не только в жидкости, свойствах и силе, что свойс­твенно определенным образом всем растениям, за исключением луковиц Марса, которые лишь одни имеют свойства противоположные свойствам луны расти и ущербляться, или увеличивать и уменьшать их силы.

Лунные животные - те, которые разговаривают с людьми, и которые имеют различную природу любви и ненависти, чем они и отличаются, как собаки всех видов. Хамелеон является также лунным, т.к. он меняется, следуя разнообразиям предстоящих объектов, как луна, которая меняет свою натуру, следуя изменению знака зодиака, в котором она находится. Следующие животные являются тоже лунными: свиньи (самки), лани, козы и все виды животных, которые соблюдают и следуют движению луны как кино­кефал, пантера. Говорят, что они имеют на плече пятно, похожее на лу­ну, которое растет и сгибает таким образом свои рога. Кошки, глаза ко­торых становятся больше или меньше, смотря по изысканиям луны, и все, что есть подобного, как например, менструальная кровь, с которой маги совершают множество вещей и чудес, или вещей чудовищных. Гиена, кото­рая меняет свой пол, и которая является сюжетом (?) для ядов, и все виды животных, которые зовутся амфибиями, т.к. они живут на земле, как и в воде, подобно бобрам и гидрам. Кроме этого, животные уродливые и, если неизвестно от какого семени они произведены, как крысы от сово­купления и загнивания земли. Среди птиц лунными являются гуси, утки, нырки, - все водоплавающие и те, которые едят рыб; те, которые рожда­ются двойственным образом, как мухи и осы, которые формируются из тру­пов лошадей; навозные жуки - из тела осла; особенно, жук-рогач, кото­рый носит два рога и, который напоминает форму тельца, является лун­ным; он закапывает маленький шарик и оставляет его в течение 28 дней, пока луна делает зодиакальный круг, а на 29 день, когда, считают, про­исходит соединение светил, он выкатывает его и бросает в воду. Среди рыб - морская кошка, глаза которой изменяются при изменениях луны, и все те, которые следуют или соблюдают движения луны, как электрический скат, прилипала, рак, устрицы, ракушки и лягушки.

Глава двадцать пятая

О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ САТУРНА.

Среди элементов сатурновыми являются земля и вода; среди жидкостей организма - черная желчь, которая увлажняет, за исключением того, что хорошо согрето или обожжено. Что касается вкусов - все кислое, терп­кое, весомое и тяжелое. Среди металлов - свинец и золото, по причине их веса, и золотой маркассит. Среди камней - сердолик, сапфир, корич­невая яшма, халцедон, магнит и все вещи землисто-темные и весомые. Среди растений и деревьев - асфодель, змеиное растение, рута, тмин, черемица, бензой, мандрагора, маковый сок, и те, которые не являются продуктивными, и которые не дают никакого Плода, или те, которые про­изводят черные корни, листья и ветви, и черные плоды, как например, черная смоковница, сосна и кипарис. Все деревья, которые дают мало плодов, которые кривы, горького вкуса, с сильным запахом, с черной тенью, с очень едкой, терпкой смолой, которые не носят плодов долго, зловещие и посвященные Плутону, как например, большая петрушка или ди­кая петрушка, которыми пользовались древние, чтобы класть их вокруг могил перед тем, как положить туда тело; вот почему они клали все виды трав и цветов на пирах, за исключением этой травы, т.к. она грустная и не подобает к радости. Животные - одинокие, ночные, грустные, созерца­тельные, виды диких, гадкие или скупые, робкие, меланхолические, очень трудолюбивые, или очень усталые, медлительные в движениях, со страшным криком, и те, которые пожирают своих малышей; из подобных животных - крот, обезьяна, дракон, василиск, жаба, все змеи и рептилии, скорпио­ны, муравьи, и все то, что рождается из гнили в земле, в воде, в раз­валинах домов, как-то крысы и разные виды червей. Среди птиц Сатурну принадлежат те, которые имеют длинную шею и грубый голос, как-то жу­равли, страусы и павлины, которые были посвящены Сатурну и Юноне, а также сова, летучая мышь, удод, ворон. Рыбы-угри, которые живут от­дельно и особняком от других рыб, и кролики, которые поедают своих ма­лышей.

Глава двадцать шестая

О ТОМ, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ ЮПИТЕРА

Среди элементов от Юпитера зависит воздух, среди жидкостей организ­ма - кровь и жизненный дух и все, что касается продления и поддержания в хорошем состоянии, полноты и роста; среди вкусов - все, что есть нежного и приятного. Среди металлов - олово, серебро и золото. Среди камней - гиацинт, берилл, сапфир, титус, изумруд, зеленая яшма и все зеленого и небесного цвета. Среди трав и деревьев - "борода Юпитера" (серебряник), гречиха, воловий язык, мускатный орех, хлебный колос, мята, мастика, конское драже, девясил, плевел, фиалка, белена, тополь и деревья, которые считают счастливыми, как например, дуб, конский каштан, каменный дуб, бук, орешник. рябина, белая смоковница, груша, яблоня, виноград, слива, ясень, кизил, олива и маслина; кроме того - хлеб, пщеница, ячмень, фасоль, солодка, сахар и все вещи, у которых, как у орехов, миндаля, сосновой шишки, лесных орехов, фисташков прояв­ляется сладость, пикантный вкус, сильный или острый.

Орфей приписывает ему (Юпитеру) также Стиракс. Среди зверей - те, которые отмечены неким достоинством и мудростью и те, которые нежны и послушны, как овцы и ягнята. Из птиц - те, которые имеют умеренное те­лосложение, как куры и цыплята, куропатки, фазаны, ласточки и пелика­ны; также - сисирпа и аист, которые очень нежны. И орел посвящен Юпи­теру и является символом справедливости и милосердия, которым украшено оружие императоров. Среди рыб - дельфины, анчоус и один из видов боль­шой рыбы Нила, называемой сом, по причине его нежности.

Глава двадцать седьмая

О ТОМ, ЧТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К МАРСУ.

Среди элементов - это огонь, так же, как и все то, что имеет огонь, и что пылко, жгуче и остро; среди жидкостей организма - желчь. Из вку­сов - те, которые горьки, едкие и которые колят язык и те, которые на­зывают "вызывающими слезами", и которые заставляют плакать. Среди ме­таллов - железо, медь или красная бронза, и все те, которые имеют огонь и серу. Среди камней - диамант, магнит, кровавый камень, все ви­ды яшмы и аметисты. Среди растений и деревьев - черемица, чеснок, мо­лочай, желтая акация, абрикос, сурепица, репа, маленький лавр, "песья смерть" и все то, что ядовито благодаря избытку жара, и все те расте­ния, которые имеют колючки, колющие или раздражающие кожу (вызывающие зуд) при прикосновении, или вызывающие припухлость как чертополох, крапива и все то, что вызывает слезы при еде, как лук разных сортов, горчица, "бобовое семя", и все деревья, которые имеют колючки (игол­ки), и кизил - посвящены Марсу. Среди животных - те, которые воинс­твенны, смелы, силой похищающие, и с живым воображением, как лошадь, лошак, козел, волк, леопард, дикий осел, змеи, имеющие яд, и все то, что неудобно человеку, как блохи, мухи; кинокефал или обезьяна с голо­вой собаки. Все хищные птицы, которые применяют в пищу мясо и гложущие кости, как орел, сокол, ястреб, гриф и птицы, которые дики и жестоки, как ночные совы, некоторые соколы, коршуны и те, которые всегда очень голодны и пожирают, жадно проглатывая или те, которые имеют резкий, грубый и сдавленный голос, как вороны, сороки, которые особенно посвя­щаются Марсу. Из рыб - щука, рыба усач, шилохвост (род ската) и другие виды рыб.

Глава двадцать восьмая

О ТОМ, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ ВЕНЕРЫ.

Среди элементов воздух и вода зависят от Венеры, среди жидкостей орга­низма - слизь, кровь, дух и сперма. Среди вкусов - нежные, маслянистые и усладительные. Среди металлов - серебро и медь желтая и красная. Среди камней - берилл, хризолит, изумруд, сапфир, яшма зеленая, сердо­лик, камень аэрит, лазуревый камень, коралл и все те, которые красивых расцветок - меняющихся, белых и зеленых. Среди растений и деревьев - вербена, фиалка, "женский волос", трава заманиха, валериана, тмин, ла­дан, амбра, кориандр и все виды благовоний и плодов усладительных и нежных, как нежные груши, фиги и апельсины, о которых поэты говорят, что их первой посеяла Венера на Кипре; кроме того,ей посвящены утрен­ние розы и вечерний мирт. Среди животных те, которые похотливы, любят наслаждения пылкой любви, как кошки, кролики, козлы, козы; особенно козел, который рождает быстрее, чем другие животные и о котором гово­рят, что он начал жить с седьмого дня после рождения; бык - по причине его пышности, а теленок - по причине его сладострастия. Из птиц - ле­бедь, трясогузка, ласточка, пеликан, гусь, который любит своих малы­шей; ворон и голубь, который посвящен Венере, горлица, которую прежде предписывали принести в жертву одному из богов, чтобы очиститься от детства; воробей тоже посвящен Венере настолько, что закон предписыва­ет его для очищения от проказы, которая является болезнью, подчиненной Марсу, и является лекарством наиболее спасительным. Египтяне называют также Венерой орлицу, по причине ее крайней пылкости, ибо если она жи­ла тридцать раз в день с самцом, и если самец позовет ее еще раз, то она побежит опять.

Из птиц Венере принадлежат журавли, которые очень похотливы, очень склонны жить вместе, дрозды - по причине их желания рождать и произво­дить.

Глава двадцать девятая

О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЮТ МЕРКУРИЮ.

Среди элементов вода зависит от Меркурия, т.к. она смутно влечет и движет разные вещи и, подобно этому, жидкости организма - особенно ко­торые смешаны. Но еще он управляет животным духом и разными вкусами, которые странны и смешаны. Из металлов ему принадлежит ртуть, олово, маркасит серебра. Среди камней - изумруд, агат, порфирий, топаз и те, которые разноцветны, и те, которые разнофигурны в естественном состоя­нии, или получают отпечаток искусства, или те, которые обрабатываются. Среди растений и деревьев - орешник, пятилистник, пролеска многолетняя (пролесная трава, кур-зелье), дикая петрушка и те, которые имеют более короткие и более мелкие листья, и которые состоят из разных натур и различных цветов. Животные - те, которые имеют такие качества, как тонкость, ловкость, легкость в поворотах, быстрота в беге, и которые легко общаются с людьми, как собаки, обезьяны, лисы, ласки, олень, мул; и животные гермафродиты и те, которые по очереди меняют свой пол, как гиена и тому подобные. Из птиц - те, которые имеют ясный и музы­кальный голос, и которые изменчивы, как щеглята, лесные жаворонки, по­пугаи, дрозды, певчие дрозды, жаворонки, соловьи, горные жаворонки, сороки, некая птица, которая ест змей, называемая ибис. Среди рыб - troding, который живет сам с собой, что заставляет его называть са­мец-самка.

Глава тридцатая

О ТОМ, ЧТО ПОДЛУННЫЙ МИР И ВСЕ, ЧТО ОН СОДЕРЖИТ,

РАСПРЕДЕЛЕНО МЕЖДУ ПЛАНЕТАМИ.

Кроме того, все, что находится во всем мире, следует доминации пла­нет и имеет только те свойства, которые сообщаются ими: так живитель­ный свет приписывается солнечному огню, жар - Марсу, все разнообразие поверхности земли - Луне, Меркурию и небесным звездам, а всю тяжесть Сатурну. Но среди элементов, где доминирует влага воздуха, эта влага приписывается Юпитеру, а вода - Луне, а влага смешанная - Меркурию и Венере.

По тем же основаниям, причины, которые действуют натурально, следу­ют Солнцу, материя - Луне, плодовитость действующих причин - Юпитеру, плодовитость материи - Венере, быстрое исполнение или выполнение дейс­твий (эффектов) - Марсу по причине его пылкости и Меркурию - по причи­не его ловкости и его различных способностей. Но устойчивость или пос­тоянство и продолжительность всех вещей посвящены Сатурну. А у расте­ний, у всего того, что несет плоды, исходит от Юпитера; все, что несет цветы, - от Венеры; а всякое семя и кора исходят от Меркурия. Но вся­кий корень происходит от Сатурна, а вся крепкая древесина - от Марса; листья - от Луны. Отсюда явствует, что все несущее плоды и совсем не цветущее принадлежит Сатурну и Юпитеру, растения цветущие и производя­щие семена, а не плоды, принадлежат к Венере и Меркурию; все, что про­изводится само собой, без семян, происходит от Луны и от Сатурна. Вся­кий вид красоты исходит от Венеры, а сила от Марса; каждая планета располагается и управляет тем, что ей подобно. Также в камнях - вес, связь и неподвижность есть благодаря Сатурну; нежность исходит от Юпи­тера; твердость - от Марса; жизнь - от Солнца; изящество или прият­ность или красота идут от Венеры; секретные свойства происходят от Меркурия и от Луны.

Глава тридцать первая

КАК ПРОВИНЦИИ И ЦАРСТВА РАСПРЕДЕЛЕНЫ МЕЖДУ ПЛАНЕТАМИ.

Вся Вселенная также распределена по своим королевствам и провинциям между планетами и знаками Зодиака; так все следующие края являются предметом Сатурна и Козерога: Македония, Франция, Иллирия, Инлия, Ар­риана, из которых многие находятся в малой Азии; следующие являются предметом Сатурна с Водолеем: Сарматия, Согдиана, Аравия, Павсания, Мидия, Эфиопия - большая часть этих стран находится в Великой Азии. Но следующие края принадлежат Юпитеру со Стрельцом: Тоскания, Кельтская Галлия, Испания и счастливая Аравия; а Юпитеру с Рыбами - Ликия, Ми­дия, Сицилия, Памфилия, Пафлагония, Нисагодия, Гаромантика; Марс с Ов­ном управляют Британией, Францией, Германией, Парфией, сердцем Сирии, Идумеей и Иудеей; а Марс со Скорпионом - Сирией, Комагеной, Каппадоки­ей, Матагонитидой, Мавританией и Гепулией. Следующие являются предме­том Солнца и Льва: Италия, Гуйя, Сицилия, Финикия, Халдея, Орсема и Орхена. Венера с Тельцом управляют Кикладами, морскими странами алой Азии, островом Кипр, Парфией, Мидией и Персией; Венера с Весами - Бактрией, Каспийскими горами, Серикой, Фиваидой, Орсидой и Троглодита­ми; Меркурий с Близнецами управляет Гирканией, Арменией, Мантианой, Киренаикой, Марматикой и нижним Египтом; Меркурий с Девой - Грецией, Ахайей, Кандией, Вавилонией, Месопотамией, Африкой, Зламом, откуда эламиты, о которых упоминает Писание, берут свое название. Луна с Ра­ком управляет Вифинией, Фригией, Колхидой, Нумидией, Африкой, Картаге­ной и всей Кархедонией. Мы узнали все это от Птолемея, к чему можно прибавить мнения других астрологов. Но те, кто умеют комбинировать это деление стран с помощью духов, которые ими управляют, Апостольских миссий и подлинных отметок св.Писания, могут из этого распределения извлечь великие последствия и даже понять великие Пророчества и Ораку­лы для будущего каждой из этих стран.

Глава тридцать вторая

О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ ЗНАКОВ ЗОДИАКА И НЕПОДВИЖНЫХ

ЗВЕЗД; ОБ ИХ ФИГУРАХ И СХОДСТВАХ.

Нужно точно сказать те же вещи о фигурах неподвижных звезд; так ут­верждают, что Овен небесный управляет земным, Рак - раками; Телец не­бесный - тельцом и быком земным; Лев - львами; Дева - девами; Скорпион управляет скорпионами, Козерог - козерогами; Стрелец - лошадьми, а Ры­бы есть объект для рыб. Также Медведица небесная руководит медведями, Гидра - змеями, а собаки являются объектами из созвездия Псов, а также любая вещь.

Но Апулей приписывает знакам Зодиака и некоторым планетам основные и особые травы, которые им свойственны, например, Овну - шалфей, Тель­цу - вербену мужскую, Близнецам - вербену женскую, Раку - сальный ко­рень, Льву - Lepaiu deporceau, Деве - полей дикий, Весам - подсолнеч­ник, Скорпиону - чернобыльник, Стрельцу - курослепник (мокрица, звезд­чатка), Козерогу - чистотел (конский щавель), Водолею - змеевик, Рыбам

- гречиха. Также планетам: Сатурну - мололия (очиток), Юпитеру - ре­пейник, Марсу - горичник, Солнцу - l'herbeau chance, Венере - женский волос, Меркурию - коровяк, царский скипетр, Луне - пион. Но Гермес, которому следует Альберт, дает Сатурну асфодель, Юпитеру - белену, Марсу - подорожник, Венере - вербену, Меркурию - пятилистник, Луне - chenostare. И мы знаем по опыту, что спаржа есть объект Овна, а бази­лик - Скорпиона, т.к. после посева оскребков с рогов Овна, восходит спаржа; а базилик растертый между двумя камнями, порождает скорпионов. Кроме того, следуя доктрине Гермеса я упомяну несколько самых значи­тельных звезд, из которых первая называется предводителем, есть Алгал, руководящий камнями и алмазами; а из растений - черемицей черной и чернобыльником. Далее - Плеяды, которые руководят из камней хрусталем, из растений ладаном и укропом; кроме того, они желают доминировать над ртутью. Третья, Альдебаран, имеет в подчинении все камни карбункулы и рубины, а из растений молочай и жимолость. Четвертая называется Козел, она имеет из камней сапфир, а из растений - шандру (конскую мяту), чернобыльник, мяту, мандрагору. Седьмая - Большой Пес, которая управ­ляет среди камней бериллами, а из растений - чернобыльником и змееви­ком, а из животных - языком ужа. Шестая - Малый Пес, он имеет из кам­ней - агат, из растений - подсолнечник, из цветов - полей. Сельмая - Сердце Льва, который среди камней имеет гранат, из растений - чисто­тел, чернобыльник и мастику. Восьмая - хвост Большой Медведицы, кото­рая из камней имеет магнит, из растений - цикорий, цветы и листья ко­торого поворачиваются к северу, а из животных - волчий зуб. Девятая называется Крылом Ворона, имеющая из камней - сердолик, из растений - шалфей, барвинок, чернобыльник и мандрагору. Одиннадцатая называется Alckameile, руководящая среди камней - яшмой, среди растений - подо­рожником. Двенадцатая - Elphera, имеющая из камней, - топаз, из трав - розмарин, клевер, плющ. Тринадцатая называется Сердцем Скорпиона, до­минирующая из камней сардониксы и аметисты, а из растений - гречиху и шафран. Четырнадцатая - Падающий Ястреб, который среди камней управля­ет хризолитом, а среди растений - чабером и дымянкой. Пятнадцатая - Хвост Козерога, владеющая из камней халцедоном, а из растений - майо­раном, чернобыльником, котовиком (шанта, степная мята) и корнем манд­рагоры. Кроме того, следует знать, что камни, растения, животные или иные вещи не управляются только одной звездой, но что многие получают влияния многих, оставляя в стороне соединение. Так из камней халцедон является объектом Сатурна и Меркурия, с хвостом Скорпиона и Козерога; сапфир - Юпитер и Сатурна, со звездой Alhoyif; latutie копоть - Юпите­ра, Солнца и Луны, изумруд Юпитера, Венеры и Меркурия со звездой Le­pic; аметист, следуя мнению Гермеса, есть объект Марса, Юпитера и Сердца Скорпиона; яшма многих видов - Марса, Юпитера и звезды Альха­мет; хризолит - Солнца, Венеры, Меркурия со звездой, называемой Падаю­щий Ястреб; топаз - Солнца и Эльфейя; алмаз - Марса и предводителя Ал­голь. Также среди растений трава сетенера подчинена Сатурну и небесно­му сетенеру; мастика и мята - Юпитеру и Солнцу, но мастика связана еще с сердцем Льва, а мята - с Козлом. Также, чемерица - с Марсом и пред­водителем Алголь. Мускус и сандал - с Солнцем, Венерой; кориандр - с Венерой и Сатурном. Среди животных подобно тому, нерпа есть предмет Солнца и Юпитера; лисы и обезьяны - Сатурна и Меркурия, а собаки до­машние - Меркурия и Луны. Мы забыли про десятую звезду, она называется

- l'epic, имеет в подчинении изумруды из камней, а из растений - шал­фей, барвинок.

Глава тридцать третья

О ЗНАКАХ И ХАРАКТЕРЕ ВЕЩЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ.

Все звезды имеют свою собственную натуру, свойства и условия, знаки или отметки, характеры которых производится лучами в телах низших: в элементах, в камнях, в растениях, животных и в их членах. Вот почему каждая вещь получает особую отметку благодаря гармоничному расположе­нию и своей горящей звезде, которая с ней сообщается и запечатлевает ее определенный характер. Он обозначает звезду и ее гармонию и совер­шенство, которые она вмещает и которые различаются по роду, виду и числу материи, предоставленной ей.

Итак, любая вещь имеет своей сущностью характер для какого-либо особого действия, который запечатлен ее звездой, особенно той, которая доминирует в ней больше всего. Ее характер содержит и удерживает в се­бе природу, свойственную звездам, их совершенству и совершает подобные действия в других вещах, в которых они отражаются. Если вещи изготов­лены из подходящего материала, в надлежащее время и с соблюдением не­обходимых церемоний, то они смогут привлечь внимание своих звезд. Древние философы, которые приложили много усилий для изыскания оккуль­тных условий вещей, отметили изображения, фигуры, знаки, печати и бук­вы звезд, которые сама природа пишет лучами звезд на вещах здесь на Земле, - одни на камнях, другие - на растениях, на суставах, на узлах мышц, третьи - на различных членах животных; так лавр, боярышник, под­солнечник и все солнечные растения демонстрируют знаки солнца в своих корнях и узлах, когда их срезают. В столь огромном разнообразии вещей можно дать или сообщить принципы науки только в малом числе, которое человеческое благоразумие может понять. Здесь нужно остановиться на рассмотрении того, что касается человеческой природы, которая будучи полный и совершенным их изображением и монтажом всей вселенной, вмеща­ет в себя всю небесную гармонию. Без сомнения мы найдем в ней доста­точно знаков и характеров всех звезд и небесных влияний, тем более действенных, чем меньше они удалены от небесной природы. Но т.к. число звезд известно только Богу, то также обстоит дело и относительно их знаков и их действий на вещи здесь внизу; вот почему никакой челове­ческий ум не может за ними угнаться или углубить их. Таким образом здесь мы отметим только знаки и буквы нескольких планет, которые древ­ние хироманты познали в руках людей. Юлиан называет их священными или божественными линиями, т.к. следуя тексту Св.Писания, он отметил, что жизнь людей - на их руках; и они такие же у всех наций, на каких бы языках они не говорили. Они те же самые у древних хиромантов, как и у современных, и чтоб их знать, нужно иметь и изучать их книги. Здесь достаточно показать откуда буквы натуры ведут свое происхождение, и в каких вещах их можно найти. Вот фигуры священных или божественных письмен, а именно буквы Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Мер­курия и Луны (см. рис. 1 соотв. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Глава тридцать четвертая

КАК МОЖНО ПРИВЛЕЧЬ ВЛИЯНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ И ИХ СВОЙСТВА

ПОСРЕДСТВОМ ВЕЩЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ.

Таким образом, когда кто-либо хочет познать силу какой-либо части мира или какой-либо звезды, он может это сделать, пользуясь вещами, которые имеют отношение к ней и получают ее влияние. Тем не менее, когда пользуются разными вещами какого-либо вида, которые ему соот­ветствуют, и которые ему подходят по идее и звезде, то видят, как в эту материю вливается особая благость, исходящая, кстати, из мировой души. Я говорю "кстати", т.е. нужно, чтобы материя была расположена соответствующим образом и была в гармонии с той, которая влила некое свойство этой материи. Хотя вещи имеют свойства, о которых мы говори­ли, но эти свойства столь тонки, столь деликатны и неуловимы, что трудно сделать совершенную работу с помощью такого свойства и довести ее до конца. Если раздавить зернышко горчицы, то чувствуется нечто резкое и острое, что заставляет плакать и отчего навертываются слезы на глаза, так же, как жар огня заставляет проявиться то, что написано молоком, луковым соком и жиром козла на камне, опуская который в ук­сус, буквы появляются и становятся как выгравированные. Так небесная гармония выявляет свойство, которые спрятано в материи, возбуждает его, усиливает его и показывает его и из силы она низводит его к дейс­твию, когда вещи расположены выгодно, относительно своих небесных тел. Например, когда хотят извлечь совершенство из солнца, то нужно найти, что есть солнечного среди растений, трав, металлов, камней и животных, и это будет больше всего способствовать успеху. Таким образом, с по­мощью мирового духа извлекают самое большое благо из Солнца.

Глава тридцать пятая

О СМЕСЯХ ВЕЩЕЙ НАТУРАЛЬНЫХ И ИХ ПОЛЬЗЕ.

Мы знаем, что природа здесь - внизу - не включает ни в одно из тел всех свойств небесных тел, но они сообщаются нам из многих видов ве­щей. Есть много солнечных вещей, из которых любая не вмещает всего солнечного совершенства, но содержит часть свойств от солнца; вот по­чему иногда необходимо делать смеси в операциях, чтобы мы могли их собрать и привести к необходимой форме, в которой мы их увидим объеди­ненными. Итак, есть два вида свойств в смесях, а именно: первое - яв­ляется небесным; второе - отчасти подобает и согласуется с небом, под определенной констелляцией, которая известна. Это свойство проистекает от некоего сообщения, некоего сходства и привычки вещей с высшим или небесным, так что последние свойства отвечают первым и руководят теми, которые им следуют, особенно когда объект, который получает, подходит тому, который отдает. Так из определенной композиции трав, паров и то­му подобного, вытекает определенная форма, составленная физически и астрономически, имеющая много выгодных качеств, которые она получила от звезд, подобно пчелиному меду, который происходит из соков многих цветов, и который сведен к одной форме, содержащей всю их силу пос­редством замечательного действия. Не менее замечательно то, что гово­рил Эвдокс об искусственном меде, а именно то, что некий народ гиган­тов в Ливии умеет очень хорошо делать его из многих цветов так, что он вовсе не отличается от пчелиного, а всякая смесь, сделанная из многих вещей, очень совершенна, когда она составлена во всех своих частях оп­ределенным образом. Эти смеси составляют одно целое и не рассеиваются легко.

          

     

1 2 3 4
 

Copyright © Просветитель Все права защищены

Связь

 

Сайт основан 30 марта 2006 г.

Сайт управляется системой uCoz