Главная Философия Религия Магия Атеизм
Психология Классика Мистика Форум Гостевая

 

http://prosveshenie.net: Добро пожаловать на сайт Просвещение! Заходите к нам на портал, и приводите своих друзей. На нашем сайте вы получите массу интересных впечатлений!

Ричард Кавендиш
Чёрная магия
 
К оглавлению
 

 

3. ЭЛИКСИР ЖИЗНИ

 

  Маммон Коль ты узришь деянья Магии Великой,

  Как часть одна, соединившись с сотней,

  Меркуриев, Венер иль Лун

  Их обращает в сотню Солнц...

  Нет, в тысячу! и без конца! -

  Тогда поверишь мне.

  Сурлей Увижу - так поверю.

  Маммон Ты думаешь, я вру? Клянусь,

  Кто обретает солнечный цветок,

  Рубин божественный, наш эликсир, -

  Тот силою его немедля достигает

  Великих почестей, любви и долголетья;

  И всем, кому захочет, дарит доблесть,

  Победы и триумф. За двадцать восемь дней

  Я старца дряхлого в ребенка обращу!

  Сурлей Не сомневаюсь: он и так дитя.

 

  Бен Джонсон. Алхимик

 

  Адепт, успешно завершивший Великое Делание, получает не только Философский

Камень, но и Эликсир Жизни. Будучи божественной и совершенной субстанцией,

Камень вечен и бессмертен. Считалось, что он возвращает юность старикам,

восстанавливает мужскую силу и дарует счастье и невинную свежесть уставшим

от жизни. Он исцеляет увечных, лечит от всех болезней и даже воскрешает

мертвых. Американский астролог Марк Эдмунд Джонс утверждает, что от

оккультиста требуется "высвободиться из цепких объятий всего

поверхностного и суетного, что окружает его, и в ходе этого укрепить свою

вечную матрицу... он очищает и возвышает свою личность до тех пор, пока не

достигнет совершенного состояния ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ, т. е. цельности

характера, благодаря которой он и в самом деле оставит бессмертную память

в сердцах своих ближних *". Однако то бессмертие, которое дарует

Философский Камень, не ограничивается "бессмертной памятью". Адепт,

ставший Философским Камнем, обретает истинное бессмертие. Он разрывает

обременительную цепь смертных воплощений, соединяясь с вечной матрицей -

Единой Жизнью Вселенной.

  Однако некоторые Мастера предпочитали оставаться на земле и воплощаться в

телесном облике вновь и вновь, чтобы помогать человечеству. Согласно

Сирилу Скотту, одним из таких адептов в настоящее время является Великий

Посвященный, известный как "Венгерский Мастер". Он живет в Европе и много

путешествует. В одном из своих прошлых воплощений он был Проклом -

философом V века н. э.; затем - "великим английским государственным

деятелем и философом" (по имени этот деятель не назван, но, вероятно,

имеется в виду Фрэнсис Бэкон); а затем - графом Сен - Жерменом. Святой

Павел ныне перевоплотился в некоего критянина и занимается, главным

образом, наблюдением за развитием спиритического движения. Дух Великого

Посвященного, некогда бывшего Иисусом Христом, сейчас обитает в теле

сирийца, живущего в Ливане. А до того, как стать Иисусом Христом, он был

ветхозаветным героем Иисусом Навином **. (Иисус Навин был сыном Нуна, а

иудейские комментаторы Ветхого Завета считали, что истинное имя Мессии

должно быть "Йи-Нун", "сын Нуна", или "сын Рыбы"; таков один из источников

раннехристианского символизма рыбы, обозначавшей Иисуса Христа.) Граф

Сен-Жермен был одним из самых знаменитых оккультистов, которым когда-либо

приписывали честь обладания Философским Камнем. Мэнли П. Холл, основатель

и ведущий деятель Лос-Анджелесского общества философских исследований,

пишет: "Граф де Сен-Жермен и сэр Фрэнсис Бэкон - величайшие из всех

эмиссаров, посланных в мир Тайным Братством за последнее тысячелетие *".

  Под Тайным Братством здесь понимается община Мастеров, "штаб-квартира"

которых находится где-то в Гималаях; эти Мастера стараются направить

человечество на более высокие пути развития.

  Во Франции Сен-Жермен вращался в самых аристократических кругах. В 1759

году благодаря своей "молодильной воде" он добился благосклонности самой

мадам де Помпадур. Чрезвычайно эрудированный и невероятно богатый, он был

талантливым виолончелистом, художником и химиком, обладал фотографической

памятью и, как утверждали, мог бегло говорить на одиннадцати языках, в том

числе на китайском, арабском и санскрите. Говорили, что Сен - Жермену

удалось получить Философский Камень, с помощью которого он и добыл все то

золото и великолепные драгоценные камни, которыми в изобилии были украшены

его наряды. Многие верили, что Сен - Жермену больше двух тысяч лет от

роду; одни считали его Агасфером, другие - отпрыском некой арабской

принцессы и саламандры, Сам Сен-Жермен с удовольствием предавался на

публике "воспоминаниям" о великих особах далекого прошлого, с которыми ему

довелось быть на короткой ноге, - в частности, о царице Савской и

Клеопатре. Вдобавок он был свидетелем того, как на брачном пиру в Кане

Галилейской Иисус Христос превратил воду в вино. Еще Сен-Жермен любил

рассказывать трогательную историю о своем дорогом и давнем друге - Ричарде

Львиное Сердце; обычно при этом граф обращался к своему слуге, чтобы тот

подтвердил его слова. "Вы перепутали, сэр, - торжественно отвечал слуга. -

Я не могу этого помнить. Ведь я состою у вас на службе всего пятьсот лет".

  Свою поразительную долговечность Сен-Жермен объяснял действием особой

диеты и чудесного эликсира. Память об этом эликсире дошла до наших дней

под видом "чая Сен-Жермена" - слабительного препарата из александрийского

листа (сенны). Особая диета же состояла, главным образом, из овсянки и

белого мяса цыплят; изредка к ней добавлялось немного красного вина. Кроме

того, Сен-Жермен принимал многочисленные предосторожности, чтобы ненароком

не простудиться. Считается, что он умер в Германии в 1748 году, но

некоторые оккультисты убеждены, что граф просто-напросто устроил себе

фальшивые похороны (как, по их мнению, в свое время поступил и Фрэнсис

Бэкон). Утверждали, что и в XIX столетии многие видели его живым и что с

ним был знаком Бульвер-Литтон. Хотя, по общему мнению эзотериков, истинным

Эликсиром Жизни был Философский Камень, у этого (чересчур редкостного!)

средства всегда находилось множество конкурентов - разнообразных эликсиров

молодости и здоровья. Методы омоложения варьировались в широких пределах.

  Одни советовали с этой целью пить человеческую кровь; другие - как,

например, мадам де Севинье в XVII веке, - есть гадюк; третьи - впивать

дыхание молодых девушек или спать с ними в одной постели (последний способ

назывался "сунами-тизм", в честь юной сунамитянки Ависаги, которая

согревала в постели одряхлевшего царя Давида пор называют "водой жизни"

(ср. латинское название "aqua vitae", французское "eau-de-vie" и немецкое

"lebenswasser", а также ирландское "uisgebeatha", от которого произошло

слово "виски"). Правда, еще в начале XIV века Арнольд из Виллановы

употреблял слово "алкоголь" в современном нам значении, отождествляя друг

с другом термины "aqua vini" ("винная вода") и "aqua vitae" ("вода

жизни"). Однако популярным такое словоупотребление стало только в XIX

веке. Кроме того, алкоголь в прошлом называли "aqua ardens" ("огненная

вода"), ибо он одновременно и жидкий, и горючий; считалось, что он состоит

из огня и воды, а следовательно, является особой формой Философского

Камня. Некоторые средневековые алхимики полагали, что алкоголь - это некая

форма квинтэссенции, чистого пятого элемента, из которого сотворены

небеса. Алкоголь заливали в перегонный куб, который помещали в навоз.

  Алкоголь испарялся, конденсировался в трубке и снова перетекал в

дистиллятор. В результате такой циркуляции жидкость разделялась на два

слоя: мутный нижний слой, соответствовавший земле, или четырем

первоэлементам, и чисто-голубой верхний слой, соответствовавший небу, или

квинтэссенции. В действительности же, разумеется, таким способом алхимики

получали почти чистый спирт *.

  В семнадцатом веке был популярен простой в приготовлении алкогольный

эликсир под названием "Вода доктора Стивенса". Считалось, что он лечит от

всех болезней и продлевает жизнь. На один галлон хорошего гасконского вина

следовало взять по одной драхме имбиря, сыти длинной, корицы, мускатных

орехов, гвоздики, семян фенхеля, тминного семени и душицы, а также по

одной пригоршне шалфея, дикого майорана, болотной мяты, перечной мяты,

красных роз, тимьяна обыкновенного, постенницы, розмарина, тимьяна

ползучего, ромашки и лаванды. Тщательно размятые травы и смолотые в

порошок пряности добавляли в вино и настаивали двенадцать часов, часто

помешивая. Затем настой трижды дистиллировали, сливая в отдельные сосуды

первый, второй и третий продукты перегонки. Считалось, что это снадобье

"успокаивает дух и жизненные органы и лечит все внутренние болезни,

происходящие от холода; всякий, кто умеренно принимает эту воду, будет и в

старости выглядеть молодым *".

  Еще одним очевидным кандидатом на звание Эликсира Жизни, разумеется, было

золото, так как сам Философский Камень являлся идеальным золотом. Считали,

что "Archidoxa Medicinae" (Эликсир Жизни) Парацельса изготовлялся именно

из золота, а сам Парацельс высоко ценил "питьевое золото", считая его

снадобьем для очищения крови и для предотвращения выкидышей, а также

противоядием. Кроме того, это средство, будучи влито в рот новорожденному

младенцу, отгоняло от ребенка бесов. Но самым главным его назначением была

борьба с сердечными заболеваниями, ибо у золота и у сердца одна и та же

планета-управитель - Солнце. Рецепт XVI или XVII столетия утверждает: для

того чтобы приготовить "питьевое золото", необходимо вначале смешать три

пинты красного винного уксуса с расплавленным и прокаленным на железной

сковороде и измельченным в порошок слитком олова. Смесь несколько раз

продистиллировать. Затем нагреть в тигле одну унцию золота с белой солью.

  Растереть в порошок смесь золота с солью, снова нагреть ее и промыть водой

так, чтобы не осталось вкуса соли. Полученный продукт добавить к смеси

уксуса с оловом (из расчета одна унция золота на одну пинту

уксусно-оловянной смеси) и выпаривать до тех пор, пока эта смесь не

приобретет консистенцию меда. Наконец разжижить смесь в винных парах - и

получится "питьевое золото **". Примечательно, что в этом рецепте

упоминается алкоголь, а также фигурируют мед и соль, которые предотвращают

гниение.

  Фрэнсис Бэкон, которого оккультисты считают великим адептом, утверждал,

что запах земли обладает тонизирующим действием: "Доказано, что хождение

за плугом освежает дух и пробуждает аппетит". Лучшее время для такого

лечения - весна, когда земля еще не "истратила свое сладостное дыхание на

овощи, поспевающие летом"; с той же целью можно просто вскапывать землю

лопатой. А "благородным дамам было бы весьма полезно, преклонив колени на

подушечку, выпалывать сорняки". Поскольку земля - источник урожая и роста,

то вдыхание ее испарений, как намекает Бэкон, способно продлевать жизнь:

  "Я знал одного великого человека, который прожил весьма долго; каждое

утро, восседая на постели, велел он приносить себе чистый ком земли и на

изрядное время прикладывал его к голове *"

  Другой выдающийся английский философ, Беркли, полагал, что ему

посчастливилось найти вещество, которое может оказаться "панацеей" -

субстанцией, содержащей в себе концентрированную жизненную силу и

исцеляющую от всех болезней. Таким чудесным снадобьем он считал дегтярную

воду - смесь темной смолы хвойных деревьев (елей и сосен) с холодной водой

в пропорции 1:4. Это средство Беркли обнаружил в период своей

миссионерской деятельности среди индейцев. В трактате "Сейрис",

опубликованном в 1744 году, он утверждает, что опиум, ртуть и мыло "с

достаточным правом претендуют на звание Панацеи", однако добавляет, что

сам он с успехом испытал действие дегтярной воды на страдающих самыми

разнообразными недугами (в том числе оспой, астмой, кашлем, плевритом,

несварением желудка, геморроем и цингой) и пришел к выводу, что

возможности этого снадобья безграничны. Кроме того, дегтярная вода

помогает сохранить здоровыми зубы и десны, освежает дыхание и укрепляет

голос. Беркли предположил, что смола содержит в себе "растительную душу"

или "сияющий дух, который суть форма или жизнь растения". Дух этот,

"возвышенный и обогащенный" животворными лучами солнца, "стал

благороднейшим из лекарств: это окончательный продукт жизнедеятельности

дерева, в совершенстве вызревший под действием времени и солнечного тепла

и света". Через два месяца после публикации трактата "Сейрис" в Лондоне

открылась аптека, торгующая дегтярной водой, и на некоторое время это

лекарство стало чрезвычайно модным.

  Многие оккультисты, размышляя о сущности жизни, о том, из чего она

состоит или в какой субстанции содержится, надеялись, что смогут

использовать эту "жизненную эссенцию" как эликсир для продления молодости и

исцеления болезней. Согласно Парацельсу, сущность жизни содержится в некоей

невидимой субстанции, называемой "мумия". Кровь, волосы, пот, моча и

экскременты в течение некоторого времени сохраняют жизненную силу тела, от

которого они отделились, а потому из них можно изготовить "микрокосмический

магнит", содержащий в себе "мумию" и притягивающий ее точно так же, как

намагниченное железо притягивает железные предметы. Если приложить этот

"микрокосмический магнит" к больной части тела пациента, то он вытянет из

нее больную "мумию". Затем "магнит" следует смешать с землей и посадить в

эту землю какое-нибудь растение. Больная "мумия" перейдет в растение, а

пациент поправится. Парацельс применял магниты также для лечения недугов,

вызванных дисбалансом или неправильным распределением первоэлементов в теле

больного (а Платон и Гален задолго до него утверждали, что причиной всех

заболеваний является именно дисбаланс элементов, из которых состоит

организм). Например, чтобы излечить женщину от истерии, Парацельс

прикладывал один полюс магнита к животу пациентки над маткой, а

противоположный полюс другого магнита - под маткой, в результате чего

восстанавливалось нормальное течение "нервного флюида", управляющего

деятельностью матки. А для лечения эпилепсии отрицательный полюс магнита

следовало поместить на голову пациента, а положительный полюс другого

магнита - на область желудка. Таким образом пресекалось направленное к

мозгу течение "нервного флюида", служившее причиной эпилептических

припадков *.

  Спустя два столетия эти идеи получили развитие в учении Франца Месмера и

его последователей. В 1766 г. Месмер опубликовал тезисы этого учения,

заявив, что движение планет влияет на человеческий организм посредством

невидимого флюида, пронизывающего всю вселенную. Первоначально он

отождествлял этот флюид с электричеством, но позднее назвал его "животным

магнетизмом", поскольку тот действовал главным образом на живых существ и

обладал магнитными свойствами. Месмер уподоблял человеческий организм

двухполюсному магниту, считая, что левая сторона тела содержит полюсы,

противоположные полюсам правой стороны. Заболевания возникают по причине

дисбаланса животного магнетизма, и чтобы излечить больного, необходимо

восстановить в его организме равновесие между противоположными полюсами.

  Для этого можно либо поглаживать тело больного магнитами, либо просто

воздействовать на него силой воли, поскольку течение животного магнетизма

подчиняется тренированной воле.

  В 1778 г. Месмер приехал в Париж, открыл там клинику и завоевал большую

популярность. Он усаживал своих пациентов вокруг большой дубовой лохани,

наполненной водой, железными стружками и толченым стеклом. Из лохани

торчали железные стержни. Пациенты прикладывали эти стержни к больным

частям тела, а Месмер, облаченный в бледно-сиреневое одеяние, величаво

расхаживал вокруг, время от времени совершая пассы над пациентами или

прикасаясь к ним длинным железным посохом. Результаты были самыми

разнообразными. Одни пациенты вовсе ничего не чувствовали;

другим было щекотно, словно у них по коже ползали насекомые; у третьих

начинался истерический смех, конвульсии или неудержимая икота. А некоторые

впадали в исступление и начинали бредить; это состояние Месмер именовал

"кризисом" и считал чрезвычайно благотворным *.

  Открытая Месмером возможность контролировать "магнетический флюид"

посредством силы воли легла в основу месмеризма и гипнотизма. Его теория

также оказала влияние на многих оккультистов, и в особенности на Элифаса

Леви. Леви отождествлял месмеровский флюид животного магнетизма с

астральным светом, который содержится во всех вещах и явлениях вселенной.

  Это одновременно вещество и сила, флюид и своего рода свет; возник же он в

тот самый миг, когда Господь повелел: "Да будет свет". У астрального света

два полюса, как и у магнита. Он заключает в себе добро и зло, переносит

свет и распространяет тьму. Из него состоит астральное тело, и он

подчиняется человеческой воле. Астральный свет, - пишет Леви в "Ключе к

мистериям", - это и есть "текучее и живое золото" алхимии, и чтобы

управлять им, нужно подчинить своей воле все вещи. "Властвовать над

магнетическими силами означает разрушать и творить формы; порождать все

зримое и уничтожать любые тела. Это означает обладать всемогущей силой

Природы".

  Вера в существование Эликсира Жизни - еще одно отражение магической

теории

о потенциальной божественности человека. Бог вечен и не подвержен тлению,

а следовательно, и для человека существует бессмертие - только бы он сумел

до него дотянуться.

               

Copyright © Просветитель Все права защищены

Связь

 

Сайт основан 30 марта 2006 г.

Сайт управляется системой uCoz